Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Что мы делаем здесь?

«Что мы делаем здесь (в Африке)?»* — задались вопросом четверо братьев Кляйн — трое родных и двоюродный. Не они лично — с ними-то понятно: они проехали от Каира до Кейптауна, исколесив за полгода 15 000 миль (ок. 24 000 км) — половину земной окружности, проехав через 12 стран, через местности поражённые голодом, болезнями и войнами, отсняв 350 часов видематериала. А что там делает Запад? Почему не смотря на миллиарды долларов помощи, деятельность множества благотворительных организаций, Африка прозябает в беспросветной нищете?

Честно говоря, ответа никакого они не нашли. Фильм вопросы ставит, но не отвечает на них, лишь обозначая края проблем. Все попытки объяснения, которые можно услышать в картине, довольно неубедительны.

Да и то что было затронуто, раскрыто поверхностно. Не прозвучало внятно, что Запад грабит «третий мир», включая Африку. Даже когда как бы помогает. Что та же продовольственная помощь — это выгодный бизнес, в частности по американским законам продовольствие должно быть произведено на территории США, перевозиться на американских судах и т.п., являясь тем самым способом скрытого дотирования в первую очередь сельскохозяйственных корпораций, а заодно жирным куском для посредников и подрядчиков всех мастей. Это было задето только самым краем. Что помощь эта — далеко не всегда означает бесплатную раздачу продуктов голодающим, отнюдь. Схемы могут быть ещё интереснее. Например продукты продаются, а вырученные деньги идут «на борьбу с бедностью» и «подъем сельского хозяйства». Что доводит местное сельское хозяйство несчастной страны до ручки — местные производители не в состоянии конкурировать с заокеанским демпингом и раззоряются, пополняя ряды нищих.

И такая поверхностность неудивительна: дело не только лишь в самой Африке, и не только в Западе, а в самих основах существования современной мировой системы, связывающей в единых клубок отношений отдельных людей и их коллективы — в капитализме. Подняться до такого уровня обобщения способен не всякий. Современный человек получает как правило слишком плохое воспитание, слишком одностороннее и эклектичное образование, не дающее навыков системного мышления, которое бы позволяло за множеством отдельных симптомов увидеть сущность проблем глобального масштаба как проблему целого.

К тому же такого рода обобщение слишком неудобно для западного образа жизни — оно фактически является приговором ему. Слишком начинает пахнуть Марксом и коммунизмом. Сложно отказаться даже от самой пустяковой привычки, пересмотреть же мировоззрение, воспитанное всей жизнью, каждой мельчайшей деталью быта — дело почти невозможное. И врядли фильм, снятый с настолько откровенных позиций, мог бы расчитывать на какие-то призы и сколько-то широкое признание — а он был отмечен на разных кинофестивалях.

Поэтому не вина братьев Кляйн, что они не смогли найти ответы на поставленные вопросы — они дети своего места и времени.

Но уже и предпринятая ими попытка достойна уважения. Ехали они не отстранёнными туристами, спешащими отбыть «горящий тур» и лениво взирающими из окон комфортабельных автобусов на туземную экзотику, а передвигались в гуще местной жизни, теми же путями и транспортом, что и местные жители: автобусами, машинами вплоть до грузовиков, поездами, по сравнению с которыми наша самая зачуханная эмпээсовская плацкарта — просто люкс в VIP-вагоне. Практически за кадром остались их личные бытовые проблемы, однако небольшой эпизод красноречиво показывает, что путешествие не было лёгкой воскресной прогулкой: прорастащие в живом человеке подкожные черви — не самое приятное испытание, а по крайней мере одному из Кляйнов, подцепившем заразу, пришлось пережить это на себе — заурядную обыденность тех мест. А ведь ничего не было сказано о том, каково было перебираться через кордоны и таможенную бюрократию, через кишащие бандитами и просто вооружёнными людьми местности — с аппаратурой, с деньгами и белыми лицами, по которым издалека видно чужаков и возможную добычу.

Но все эти сложности меркнут перед той реальностью, которую приоткрывает зрителю их камера, показывая быт живущих там людей. Иностранец приехал и уехал, а сотни миллионов человек живут там из десятилетия в десятилетие, без просвета и надежды на какие-то улучшения.

Более того, трудности постоянно усугбуляются, помимо традиционных социальных проблем — голода, нищеты, этнических конфликтов и войн, обычных болезней, бичом Чёрной Африки стал СПИД. Остаётся только восхищаться мужеству таких людей, как Хадиджа Рама из Кении — самоотверженной женщины, основательницы приюта для ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом детей «Ветер надежды в пустыне», изо дня в день, из года в год среди этой безнадёги пытающихся сделать хоть что-то для обездоленных.

Когда вы клацаете по клавишам мобильника или компьютера, задумайтесь, что он не из воздуха появился, а в нём частички руды, добытой в Африке, собран где-нибудь фактически прикованными к конвееру рабочими в Китае, а в деньгах в вашем кошельке есть и копейка, появившаяся там за счёт нищей девочки-сироты из Руанды. А вы думали булки на деревьях растут?

__________

* В русском переводе фильм озаглавлен «Зачем мы Африке?»





Опубликовано на Redar.ru. Ссылки на файлы см. там же.
Subscribe

  • (no subject)

    Увидел в традиционной очередной подборке политических хохм и анекдотов у Майсуряна: Новость: Государственный Эрмитаж получил жалобу из официальных…

  • (no subject)

    Кажется я знаю кто сбил малазийский «Боинг» над Донбассом. И даже знаю из чего: запулили из рогатки флаконом с дезодорантом «Новичок», он попал в…

  • Афиша Девятых Ефремовских чтений-фестиваля

    Афиша чтений:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments