Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Протест сытых


Продолжают бурлить страсти по поводу фальсификации результатов думских выборов в России, ставшей катализатором протестных выступлений граждан.

Рунет переполнен дискуссиями, рассуждениями, статьями, видеороликами на тему. Один из них, производства «Апостол Медиа» для программы «Москва 24/7» (ТВЦ), посвящённый митингу 10 декабря, мне показался особо любопытным. Во-первых, обстоятельства появления — он гордо проходит под лейблом «запрещённый» — обратили на себя внимание. Во-вторых, содержание оказалось ещё интереснее.

Запретный плод всегда сладок и притягателен, а запретность на фоне общественных волнений придаёт некий ореол мученичества, всегда вызывая в людях сочувствие — и тем положительно влияя на спрос. Лучшей рекламой любого медийного товара становятся какие-либо ограничения — естественное любопытство зрителя накладывается на чувство собственной важности, вызванной сопричастностью чему-то, предназначенному только для избранных. Это работает не только в медийной сфере. Многочисленные «эксклюзивные бренды», продаваемые в «элитных бутиках» по недоступным большинству ценам, эксплуатируют это же кичливое и чванливое ощущуение, желание во что бы то ни стало выделиться, возвыситься над остальными.

В наше время такие «запреты» вызывают разве что улыбку — то что запретно для кинотеатра или телевизора, легко покрывается многочисленно штампуемыми «режиссёрскими» и прочими всякими «полными версиями», свободно продающимися в магазинах и часто спокойно себя лежащими на обменниках и циркулирующими в p2p-сетях в Интернете. Что наводит на мысль, что так называемые «запреты» всё чаще и чаще не свидетельство чьей-то злой воли, желающей перекрыть источник нежелательной информации, и даже не ханжество цензоров, а вполне циничный и прагматичный расчёт дважды срубить бабло с одного и того же продукта — один раз на «официальных» показах, а второй — на выпуске «правильных», нецензурированных версий.

В случае продукта политического, пропагандистского свойства, такой метод продвижения, как «запрет», является даже более надёжным способом донесения неких идей и впечатывания их в мозгах зрителей, чем откровенные демонстрации материалов. Обычный новостной ролик единожды промелькнёт в эфире одной из многих телекомпаний, среди вала прочих новостей, и останется на самом деле малозамеченным — большинство людей привыкло к бухтению ящика как к уличному шуму, не обращая внимания на подробности, на зрителя воздействует не какой-то отдельный сюжет, а поток их.

Запретный же ролик в Интернете гарантированно обратит на себя внимание аудитории, и эта аудитория имеет шанс быть большей, чем при обычном просмотре по телевизору и это даёт более устойчивый эффект: даже из чистого любопытства зритель должен сознательно предпринять некие действия — зайти на страницу просмотра, щёлкнуть кнопочкой и т.п. А сознательно, целенаправленно сделанное лучше запоминается.

Улыбку же это всё вызывает скорее грустную: тем, кто сталкивался или хотя бы слышал про реальные запреты, про настоящую цензуру, действительное противодействие — когда изымают и уничтожают тиражи изданий, проводят тотальные обыски, за нелегальную литературу можно попасть в тюрьму — как это бывало в иные времена в Российской империи, где в ссылку можно было попасть просто по подозрению в нелояльности без всяких доказательств — все эти гламурные игры общества потребления в «подполье» должны выглядеть насквозь фальшивыми и обесценивающими и пачкающими саму идею свободы и доступности информации.

Пикантной подробностью является то, что сей запрещённый материал снят «Апостол Медиа» — как выдаёт в первых строках поисковик — «компания Тины Канделаки».

Канделаки — звезда российского гламура и лицо новорусской буржуазности, предмет обсуждения жёлтой прессы и героиня светских сканадалов, член Общественной палаты и подписант широко известного в узких кругах «письма пятидесяти пяти» «против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации». Сразу видно обездоленного трудящегося, стонущего под тяжким гнётом неправедной и жестокой власти, обделённого во всех своих нуждах и скорбящего за всю народную долю.

Но не думаю, что она лично имеет какое-то отношение к этому ролику и тем паче как-то участвовала в его создании. Но работники, не следующие «генеральной линии» своих хозяев, на работе долго не задерживаются и общая направленность и тональность продукции медиа-компаний выражает именно их генеральную линию — думаю, нет нужды в том сомневаться.

Я не хочу вдаваться в какие-то конспирологические построения — кто заказал, почему не пустили в эфир — из-за политики или просто кто-то кому-то денег не занёс, или кто-то кому-то каръерную лестницу перебежал и пр. т.п. — это в любом случае будет тычком пальцем в небо.

А вот то, что показано в нём, и окружение, в котором он появился, то как подобные материалы циркулируют и функционируют в обществе — на мой взгляд обсуждению вполне подлежит.

С ходу создатели порадовали нарезкой цитат высказываний интервьюируемых на митинге людей. Особенно отжёг мастер русского художественного слова писатель Акунин: «Это выражаясь хорошим русским языком — мейнстрим». Достойно занесения в анналы русской словесности.

Но идею фикс репортажа и кредо определённых слоёв общества выразил Леонид Парфёнов, выступивший здесь в качестве обычного прохожего: «Это протест сытых людей». Безусловно опытный и талантливый журналист, он, как кажется, предельно точно сформулировал происходящее. И похоже, что за бытность свою в «Намедни», поднаторел в изучении некогда ходивших штампов. Что-то знакомое почуствовалось в этом определении. «Джаз — музыка толстых» и «протест сытых» — есть какое-то, почти музыкальное, сходство, не правда ли?

Но говорил он это с явным одобрением. Вообще, надо сказать, что ролик в смысле выражения основной идеи сделан добротно — видеоряд однозначно подтверждает, а комментарии подчёркивают эту мысль. Хорошо, а то и откровенно дорого одетые лощёные люди в кадре, сияющие мальчики и девочки с айфончиками и айпадиками, на ходу твиттерящие и фейсбучащие — а заодно демонстрирующие всем окружающим свои дорогие игрушки, оранжевые флажки, веселым карнавальным цветом разрывающие серость декабрьского неба, оживленная суета — всё работает на художественный замысел. Смакуется на все лады приставочка «i» — непременная часть названий модных гаджетов, ставших такими же неотъемлимыми символами «успешности» «среднего класса» и принадлежности к «приличному обществу», каким ещё недавно признаком солидности был обычный мобильный телефон. Рождён неологизм — «iДекабристы». Под занавес сюжета — посиделки «протестантов» в, надо думать, не очень дешёвой ресторации. Может москвичи и хмыкнут, но приезжему из-за границы МКАДья, а тем более из-за пределов эрэфии бывшему советскому гражданину любая московская забегаловка — неподъёмная роскошь и бессмысленное расточительство. Всё в кадре пышет самовлюблённым мещанством и добропорядочной буржуазностью, не лишено модной и такой же добропорядочной фронды.

Лишь секундной сценкой промелькнул человек с чем-то похожим на действительные требования — с маленьким, от руки написанным что-то про дольщиков, плакатиком. В течение ролика повторяется несколько раз «нам не нужна революция», подчёркивая правый уклон происходящего.

А что же надо этим господам? Прям иллюстрация к пирамиде Маслоу. Нажравшимся в разграбленной стране, пирующим во время чумы, им перестало хватать просто жрать, они захотели ещё и «уважения». Пресыщенный мелкий и тем паче средний буржуа страшнее голодного — ему уже мало просто куска хлеба, не-е, он хочет быть таким же как буружа крупный — не просто сознавать своё благополучие, но и ещё и всячески утверждаться в этом благополучии в чужих глазах, ему нужен почёт, ему нужна власть, ему нужны действительно большие деньги — он хочет быть таким же, как большой буржуй. А настоящие большие буржуины им этого не дают, они пользуют всю эту публику походя и ненапряжно, как туалетную бумагу, пркрасно зная ей цену и не ставя ни в копейку.

Конечно, мне могут сказать: но ведь там были и другие, не только этими исчерпывается народная масса и её требования? Да. Но посмотрите, кто оседлал этот процесс, кто и как говорит об этом, кто определяет информационное лицо происходящего, «общественное мнение», кто делает на этом дивиденды? Даже этот ролик — как бы запрещённый — вполне выражает чаяния власть имущих и за власть борющихся.

Вот хотя бы в Сети слышно кого-то за воплями либеральной публики? Кроме как в среде узких тусовок своих — плоховато. А в СМИ? Но они ведь начисто, на корню буржуазны и выражают волю своих хозяев. И неважно, пропутинские там печатаются статьи и показываются сюжеты или наоборот — это всё подача мнений, выгодных разным группировкам, но одной олигархии. Предельно враждебной народу и жизни вообще как таковой — потому что по их правилам жизнь невозможна.

Кто выступал на этом митинге? Тот же Акунин. Вы читали его книги? Да, просто художественные, не лишённые определённого шарма и остроумия книжки. Но в которых вполне просматривается кредо сего деятеля — ярого антикоммуниста, ярого противника всего левого и революционного, одного из глашатаев буржуазной идеологии.

Можно ли солидаризироваться с ними? Нет. Нет и не может быть с ними общей цели у коммуниста. Даже то, что формально выражается одинаковыми словами, имеет разный совершенно смысл. «Честные выборы» для буржуа — это укрепление его положения, упрочнение его образа жизни, его философии, его бытия. Это способ повысить его конкурентноспособность, улучшить возможность получать выгоды. У акул мелких нет противоречий с акулами крупными по поводу целей и смысла жизни, цель у них одна — добыча и смысл — жрать и насыщаться. Противоречия только в том, что у корыта одни мешают и толкаются с другими и более крупные отпихивают мелких. Соответственно и направление их усилий и движения. Помогать им в этом — значит яростно бороться за смену одного ярма другим.

Подумалось: а может и не зря не показали? С другой ведь стороны лучшей антирекламы всему этому майданному гламуру и не придумаешь — многие ли голодные захотят присоединится к такому няшному, так красиво упакованному «протесту» сытых? Глядишь, этак и информационная война забуксует. Иди его знай, за кого там под ковром владельцы телеканалов воюют?

В заключение хотелось бы привести высказывание учителя Николая Смирнова, сделанное 9 декабря накануне этого митинга. Это образец взвешенного, трезвого отношения. И, думаю, высказнные в нём мысли будут актуальны и в дальнейшем — это был не первый и не последний митинг и самые значительные события, думается, ещё впереди.



Для меня как для педагога-историка существующая ситуация — возможность иллюстрировать детям многие чисто теоретические вещи, к которым они, как им казалось, не имеют отношения. Теперь оказалось, что имеют, что природа подобных сценариев фрактальна и касается их самым непосредственным образом. То есть многие из них уже не могут отмахиваться пренебрежительно и уходить в совершенно аполитичное состояние. И моя же задача — чтобы они не послушали безумцев, которые готовы использовать их как разменную монету в грядущих уличных беспорядках.

Надо чётко разделять государство и родину. Помощь из-за бугра — долговое рабство. Я не хочу видеть свою родину в вечном долгу перед цивилизованными, но бескультурными плантаторами. Поэтому мне не всё равно, какой ценой изменится государство — кривое отражение моей родины. Путин — не Гитлер всё-таки.

Произошедший беспредел на выборах стимулирует повышение гражданского самоосознания. Равно как и прошлогодняя позорная для властей и драматическая для страны ситуация с лесными пожарами способствовала мощной самоорганизации людей. Самоорганизация — это наращивание горизонтальных и диагональных связей, это жизнь общества вне государственной вертикали. И это единственный шанс на перемены. Никакая революция сейчас не возможна, военно-технический уровень не позволит воспроизвести опыт даже 1905 года, не то что 1917.

Поэтому тот, кто готов ходить на уличные акции протеста, должен чётко удерживать в сознании: он объект для использования с двух сторон. И чётко идти срединным путём. По лезвию бритвы. Необходимо максимальное осознание в каждый момент времени. Это непросто, но это же и проверка на психологическую адекватность активно-протестных настроений. В 21 веке левые обязаны уметь рефлексировать свои действия и в режиме онлайн выбирать бескровный, но не пораженческий итог. Иначе диалектика вновь останется на бумаге, а править будет примитивный дуализм.






Опубликовано на Redar.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments