Интернет как среда общения стал своего рода и зеркалом, и микроскопом социальнопсихологических процессов. Здесь как бы в ускоренном темпе на примере иной раз пустяковых поводов можно наблюдать развитие коллизий, аналоги которых в реальной истории протекали десятками, а то и сотнями лет — во множестве можно наблюдать возникновение и рассыпание во прах империй, сожжения ведьм и обожествление кумиров, процессы «врагов народа» и религиозные войны.
Так и трагические события в Ливии нашли своё отражение в специфической сетевой активности, сопровождающейся рождением своей мифологии и квазирелигии. Наблюдение за не особо пристойной суетой вокруг смерти Муаммара Каддафи неожиданно натолкнуло на мысль, что примерно так, наверное, родилась и легенда о воскресении Христа. Герой не может умереть — зачем мёртвый он нужен толпе? Он нужен живой — иначе суровая реальность слишком жестка, слишком сложна, слишком в противоречии с жаждущим простоты и боящимся боли чувством. Слишком выламывает схемы и идёт в разрез с желаниями. Столкновение с безжалостным «никогда» рождает естественное человеческое «этого не может быть» и бьёт лицом об колено чувством абсолютного собственного бессилия.
Но одни могут, несмотря на боль, увидеть изменение узора реальности, другим проще создать свой иллюзорный мир, в котором ничего страшного и бесповоротного не произошло и ничто не мешает пребывать в блаженстве. Так обезумевшая мать продолжает нянчить мёртвого ребёнка, а получившая похоронку жена сочинять сказки о том, что муж уехал в командировку. Но это — личное сумашествие. А на уровне коллективов?
Многие слышали байки вроде тех, что «Александр I на самом деле удалился в монастырь» или случаи новейшей истории, которые часто идут чуть ли не в разделах юмора, как забавные казусы, вроде бытующих среди фанатов легенд о том, что «Элвис Пресли жив» или «Джим Моррисон не умер от передоза, а тайком уехал постигать в уединении индейские премудрости». Безобидно, даже мило. А ведь по сути массовый психоз.
В последний год мы стали свидетелями рождения легенды о благостной и справедливой жизни в Джамахирии, почти святом Муаммаре, противостоянии Сил Света и Тьмы, Абсолютного Добра и Зла (вот именно так — с больших букв) и как апогей — «Каддафи жив». И были преданы анафеме предатели, и сожжены еретики, и найдены вредители, и заклеймены позором отступившиеся, посмевшие подумать, что злые языки и чёрные фотошопистые руки злокозненных СМИ среди потоков помоев передали картинку неприглядной, но действительности — глумления и убийства. История в миниатюре.
Мысль, наверное, банальная, но так и наша жизнь «по реалу» — череда массовых психозов и личных безумий.
И когда очередные депутатствующие телекликуши рядятся как дальше жить, из-под президентствующих телеголов истекает елей, а рвущие рубахи на груди толпы тащат на митинги транспаранты, стоит подумать — а какое это имеет отношение к действительности и насущному?