Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Дрова из Швамбрании

А ведь про игрушки, виртуал и как оно соотносится с реальностью писано было почти сто лет назад ещё. Среди моего поколения, наверное сложно найти тех, кто не читал Кассиля «Кондуит и Швамбранию» — во всяком случае среди тех, кто к чтению был вообще склонен. Вот, по-моему, она как раз весьма ярко и про игры, и про реальную жизнь, и про взросление рассказывает. Особенно символический там конец «Швамбрании» — её разбирают на дрова.

Многие отдают дань уважения Кассилю как писателю и этому его произведению в частности, но как всегда находятся свои «но». Например забавляет окололиберальная точка зрения, насколько понимаю, в самом явном виде отрефлексированная Дмитрием Быковым, который как-то то ли писал, то в выступлениях на радио говорил по этому поводу. Я к сожалению не помню конкретно и ссылки сейчас не найду, но как мне запомнилось, точка зрения это примерно такая: «Швамбрания» очень хороша, очень увлекательна, сама концепция той детской игры в Швамбранию — замечательна, но вот конец книги с развенчанием виртуальной Швамбрании и вполне реальным разбором на дрова развалин земного её пристанища — ни в борщ, ни в Красную Амию, наверное Кассиль написал финал в угоду идеологии, наступая на горло собственной песне, разрушая мир детства и детской мечты. В то время как Швамбрания там — это самое вкусное и интересное. Ну я уж не помню что дословно он там говорил на сей счёт, но логика вполне понятная и она обратила на себя моё внимание.

Ещё лет может быть пятнадцать-двадцать назад я бы сам согласился с подобной точкой зрения. Особенно учитывая, что нас растили исходя из представления о пресловутом мире детства как каком-то стеклянном колпаке, находящееся под которым никак, не дай бог, нельзя потревожить всякими грубыми вторжениями взрослой жизни. В этом отношении было весьма двойственно: с одной стороны вроде бы все прекрасно понимали, и даже декларировали, что нельзя растить оторванных от жизни неженок, с другой — старательно создавали в книгах, фильмах некий няшный образ детства, иной раз от приторности которого тошнило самих детей. А сейчас понимаю, что тот финал был отнюдь не вымученным, а вполне закономерным и в этом-то суть книги и была: то что реальное строительство новой настоящей жизни — это гораздо и увлекательнее, и важнее, и ценнее любой самой распрекрасной игры. Самая увлекательная игра — сама жизнь.

Ну и кстати говоря, происходило это уже отнюдь не с детьми, а с молодыми людьми на пороге вполне взрослой жизни. При том к тому моменту многие их сверстники успели и повоевать, и поработать, и во всякие переплёты попасть, то есть детьми, тем более по тем меркам, уже не были ни разу.

Всему своё место и время: в десять лет рисовать карты Швамбрании хорошо, приятно и даже полезно. Во взрослом возрасте пропадать в такой игре — это уже свидетельство того что в жизни пошло что-то не так и это «не так» требует замещения фантазией. Либо какой-то другой, более конструктивной деятельности. Но в этом выход находят немногие. Проще загрузить какую-нить игрушку — и погрузиться в мир, где ты главный герой Вселенной, вокруг которого вертится мир и без которого он не вертится совсем.

Tags: Старые песни о старом, до 16 и старше, жизнеутверждающее, мысли вслух, образы будущего, поток сознания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments