
За последние 176 лет Нижняя Миссисипи стала короче на 242 мили. Это в среднем чуть больше одной мили и одной трети в год. Отсюда всякий здравомыслящий человек, если он не слепой и не идиот, может заключить, что в старом верхнем оолитическом силурийском периоде, чему в следующем ноябре исполняется миллион лет, Нижняя Миссисипи насчитывала свыше 1 300 000 миль в длину и торчала из Мексиканского залива, как удочка. Рассуждая аналогично, легко прийти к выводу, что через 742 года длина Нижней Миссисипи сократится всего лишь до одной мили и трёх четвертей, а Каир и Новый Орлеан объединятся под руководством одного мэра и общего городского совета. Есть всё-таки что-то притягательное в науке: можно получить внушительные дивиденды в предположениях от пустякового вложения фактов.
Марк Твен «Жизнь на Миссисипи»
Как-то в комментах к одному из недавних постов мне написали следующее: «По данным Следственного комитета, «в первом полугодии 2011 года каждое седьмое убийство и почти половина изнасилований в Москве совершены нелегальными мигрантами». Я не буду писать здесь ни про достоверность этих данных, ни про точность, ни про методики учёта, а сугубо про интерпретации.
А давайте запишем всё тоже самое, ни в малейшей степени не изменяя ни одну цифру, разве что позволяя себе элементарные арифметические преобразования, математически совершенно законные.
Например, «по данным Следственного комитета всего 14% убийств совершается нелегальными мигрантами». Неплохо, да? Можно немного поднять градус: «По данным Следственного комитета каждые шесть из семи убийств в Москве совершаются гражданами России». Уже чувствуется тревожный пафос. А можно и совсем горячо: «Каждое второе изнасилование совершают россияне!» И попробуйте опровергнуть — это не я, это Следственный комитет.