Мой ответ.
Если бы речь шла о том сразу после смерти, то, наверное, тут решающей должна была бы быть предсмертная воля покойного и желания ближайших родственников. Мне достоверно об этом неизвестно, только перессказы, без ссылок на источники или точных цитат, причём иной раз совершенно противоположные. Одна из устоявшихся версий озвучена в постах выше. Можно к ней добавить, что вроде бы сам Ленин где-то когда-то высказывал пожелание быть похороненым с матерью.
Но это дело прошлое, что сделано — того не вернёшь. Мне так кажется, то, что можно и нужно сделать сейчас — сперва понять причины, почему поступили именно так, а не иначе. Это одно. И другое — осмыслить, чем стал Мавзолей. Совершенно очевидно, что это отнюдь не просто усыпальница — иначе бы столько разговоров о том бы и не было, а символ. Который давно имеет самостоятельное значение и бытует отдельно, так сказать, и от личности, и даже от тела.
Что касается доводов, де не по обычаям, в противоречии с христианской традицией — как раз с формальной точки зрения тут всё впорядке. Во-первых, что главное, Ленин был атеистом и потому применять к нему чьи-то культовые ритуальные нормы просто глупо. Во-вторых, даже с такой точки зрения, там всё вполне соблюдено, ну уж не хуже, чем в фамильных склепах всякой знати, желающие могут походить по старым кладбищам и убедиться, что ящик, закопанный в землю — не единственный способ погребения в дореволюционной России.
Примерно в аналогичном положении находится забальзамированное тело доктора Пирогова — бурных обсуждений, нужно ли его закопать в почву, отчего-то не ведётся. Единственный в этом смысле сильный аргумент — то, что это было сделано по желанию самого Пирогова, в отличие от Ленина.
Какую, как мне кажется, сделали главную ошибку — то, что вообще приняли решение о захоронениях у Кремлёвской стены. Хотя это тоже, в общем-то, не противоречит каким-то формальностям традиций, однако всё же кладбищу посреди города не место — это неудобно ни горожанам, ни туристам, ни родственникам усопших.
Мне думается, что если уж была такая потребность, нужно было создать где-то не в центре специальный пантеон «Героям Революции» или что-то в этом духе.
Понятно желание увековечить память усопших и важных для страны людей каким-то значимым образом. Как в данном случае — в неком сакральном центре государства. Я думаю, никто не будет спорить, что почётнее места в иерархии представлений ушедшей эпохи нет. Символически это означает, что они, как столпы страны, всегда с ней, их дело продолжено и после жизни, а они и после жизни своеобразные охранители её устоев.
Впрочем, я не берусь сейчас сколько-нибудь подробно разбирать символизм и архетипы, выразившиеся в захоронениях на этом месте. Одно для меня ясно: это совершеннейший архаизм и слепое, практически неосознанное, следование древним стереотипам, которому никакой поверхностный атеизм и не менее поверхностный марксизм подавляющего большинства, что государственных деятелей СССР, что обычных граждан, оказались не помехой — сознание оказалось не глубже подсознания. В коем подспудно скапливались предсрассудки и заблуждения всех предыдущих эпох в течении тысячелетий. И что никаким революционным декретом, увы, неотменяемо. Впрочем, это очевидно и по всем остальным событиям нашей советской истории, в которой неосознанность печальным образом часто побеждала, а в конечном итоге и победила разум.
Что бы я сделал в будущем: устроил бы пантеон или специальное кладбище, с полной копией Мавзолея, куда бы со всем уважением и почестями перенёс всех похороненных на Красной площади. Удобное для посетителей и отвечающее всем необходимым требованиям к такому заведению.
Хотя, мне так сдаётся, не всех, кто в стене, стоило бы помнить и почитать таким образом. Но там покоится и прах людей более чем достойных.
Что же касается нынешнего, то я бы решение этого вопроса оставил на суд будущих поколений. Сейчас там трогать никого ни в коем случае, а особенно Ленина, нельзя. Всем понятно, что подобный вынос тел был бы сугубо идеологической и политической акцией и чреват как минимум побоищем. Потому что всем понятно, что выносят и хоронят.
Не тело вождя, не основателя чего-то там, но всю историю страны после 17 года, но главное — смыслы существования. Веру в справедливость, право на будущее, надежду прервать поток инфернального бытия и мечту начать подлинную, действительно человеческую жизнь, наполненную достойными высокого человеческого звания свершениями. Обрести достоинство творцов себя, мира и истории. Обрести то достоинство, которое в мифах и легендах было позволительно лишь богам и царям, ибо простой человек настолько принижен и угнетён в беличьем колесе мелкого, низкого и постылого быта, занятого лишь поиском пропитания и примитивных удовольствий, что лишь в самых смелых и сокровенных мечтах — и то далеко не каждый — может представить себя героем, способным достойно выступать во Вселенной наравне с первозданными силами космоса. Да что там Вселенной! Хотя бы на своей Земле не быть червём и комком очень скоро растворящейся в небытии слизи, канущей беспамятно и бессмысленно.