Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Безбилетный пассажир

Засмотрел очередной сайфай-киношедевр «Stowaway», что, если верить Гуглу, означает «Безбилетный пассажир». Но почему-то по-русски его обозвали «Дальний космос». Наверно сколько существует кинематограф — столько лет зрители удивляются прихотливой извилистости маркетингово-переводческой мысли в её стремлении во что бы то ни стало переиначить название. Ну я понимаю, когда дословный перевод невозможен. Но тут-то что?!

Само кино творцы, как водится, начали за здравие, кончили за упокой. Сперва вроде даже ничего так — ежели не докапываться до каждой заклёпки, то выглядит довольно прилично, то есть на космический корабль похоже несколько более, чем звездолёты из «Звёздных войн». А вот дальше начинаются проблемы. Особенно не с заклёпками, а с людьми.

Сюжет такой: к марсианской колонии стартует корабль с экипажем из трёх человек. Пилить туда год. Корабь — конструкция из кучи бидонов, даже с искусственной гравитацией, решённой довольно оригинально: разгонный блок и некий центральный модуль с солнечными батареями и какой-то аппаратурой отстыковываются от жилого блока и «повисают» на тросах, после чего раскручивается вращение вокруг центрального модуля. Каковое решение помогает организовать драматическое действо.

После старта внезапно вдруг оказывается, что каким-то образом в нишу с неким поглотителем углекислого газа попал какой-то чувак. С потолка закапала кровь и на изумлённую капитаншу, открывшую дверцы ниши шуруповёртом, свалилось бесчувственно тело, ещё и с дырками, по ходу сломав ей руку. Потом оказалось, что это некий работник космодромной команды, готовившей корабль к старту. Как оно туда попало — я так и не понял. По идее его каким-то образом забыли во время стартовой подготовки, когда он копался в отсеке. Как это возможно — не спрашивайте, это к авторам. Особенно учитывая, что там не рефрижератор, где слона можно потерять, а примерно как оказаться запертым под крышкой капота автомобиля.

Но мякотка не в том. Оказывается, последствием всего этого холоймеса стало то, что пресловутый поглотитель углекислоты нафиг коротнул и сгорел. А химических поглотителей, даже в совокупности с едущими на Марс водорослями, не хватит чтобы обеспечить воздухом всех, его хватит только на троих. ЦУП опосля долгих раздумий даёт команду — какую бы вы думали? Правильно, грохнуть безбилетника.

Чувствуете эту великолепную логику? И чувака забыли, и резервирование системы жизнеобеспечения — не, не слышали. Правда, они нашли вроде как выход — надо слазить по тем самым тросам в разгонный блок и сцедить оттуда остатки кислорода в канистры. После чего начинается натуральный цирк на дроте в буквальном смысле. То, каким способом они туда лезли — словами неописуемо, это лучше увидеть. Там некая комбинация из зацепа для троса и петли, в которую там как-то упираются ногою и подтягивают себя в верх, после чего приблуда цепляется выше и по новой. Ну, сам по себе способ вроде как и ничего, но мне просто интересно: каким местом надо думать, чтобы не предусмотреть какой-то более вменяемый способ передвижения, учитывая, что блоки друг от друга в километре? А центробежная сила там по сюжету равна земной силе тяжести. А необходимость обслуживания в таком длительном полёте неизбежно возникнет. Даже учитывая, что по мере приближения к центру сила тяжести будет сходить на нет до невесомости, всё равно представить что человек в скафандре вот на такой херне поднимется хотя бы на сотню метров — это надо быть ну очень большим оптимистом.

Но это ладно. На самом деле там не технические нелепости поданные как реализм интересны. Фильм-то про отношения, а вот они меня изрядно напрягли. И даже не то что центр иного выхода не нашёл, кроме как лишнего грохнуть, и даже не то что команда это приняла — ну, без хипеша и терзаний не обошлось конечно, но они это сразу начали обсуждать. Можно много слов сказать о бесчеловечности такой ситуации и такого выбора.

Но меня здесь не сюжет даже как таковой интересует, а то что сам такой сюжет возник. Ведь уже оскомину набила стандартность ходов современной космической фантастики: из раза в раз повторяется ситуация какого-то клаустрофобического, замкнутого, очень тесного пространства, наводящего на мысли о скорее какой-то психиатрической проблеме авторов, порождающей подобные образы, и всегда в нём люди, ведущие себя с той или иной — когда большей, когда меньшей — степенью скотскости. Всегда это не тренированные космонавты, а городские обыватели, офисные клерки, которые в большей или меньшей степени суетятся и истерикуют — даже если выглядят относительно спокойно. Других образов будущего нет — только депрессивные. От него ничего хорошего не ждут.

Я, собственно про это не раз писал, но просто когда натыкаешься на очередное подобное подтверждение, уже становится как-то действительно грустно. Это начинает просто бесить — каков вообще уровень понимания художниками своих творческих задач, что они выбирают предметом изображения и как его осуществляют. Я понимаю, что это вполне понятные симптомы наступающей жопы. Понятно, что про специфику фантастики по ту сторону Железной стены писали более полувека назад ещё Ефремов и Стругацкие. Но всё равно когда в очередной раз видишь эти бесконечные хождения по кругу — оторопь берёт. Ни малейшего просвета, ни шагу в сторону.

Tags: крик души, мысли вслух, я тоже кинокритег
Subscribe

  • Ежи Пшезьдзецкий — «Конец»

    Замечательная обложка. Что там в книге не знаю, но чисто визуально тут все прекрасно и как нельзя кстати сейчас — характеризует эпоху, хоть и не ту,…

  • (no subject)

    Народ, а есть ли какой-то редактор или IDE, заточенный на HTML, который умел бы сам обновлять ссылки во всех файлах проекта если изменилась…

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Ежи Пшезьдзецкий — «Конец»

    Замечательная обложка. Что там в книге не знаю, но чисто визуально тут все прекрасно и как нельзя кстати сейчас — характеризует эпоху, хоть и не ту,…

  • (no subject)

    Народ, а есть ли какой-то редактор или IDE, заточенный на HTML, который умел бы сам обновлять ссылки во всех файлах проекта если изменилась…

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!