Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Безбилетный пассажир

Засмотрел очередной сайфай-киношедевр «Stowaway», что, если верить Гуглу, означает «Безбилетный пассажир». Но почему-то по-русски его обозвали «Дальний космос». Наверно сколько существует кинематограф — столько лет зрители удивляются прихотливой извилистости маркетингово-переводческой мысли в её стремлении во что бы то ни стало переиначить название. Ну я понимаю, когда дословный перевод невозможен. Но тут-то что?!

Само кино творцы, как водится, начали за здравие, кончили за упокой. Сперва вроде даже ничего так — ежели не докапываться до каждой заклёпки, то выглядит довольно прилично, то есть на космический корабль похоже несколько более, чем звездолёты из «Звёздных войн». А вот дальше начинаются проблемы. Особенно не с заклёпками, а с людьми.

Сюжет такой: к марсианской колонии стартует корабль с экипажем из трёх человек. Пилить туда год. Корабь — конструкция из кучи бидонов, даже с искусственной гравитацией, решённой довольно оригинально: разгонный блок и некий центральный модуль с солнечными батареями и какой-то аппаратурой отстыковываются от жилого блока и «повисают» на тросах, после чего раскручивается вращение вокруг центрального модуля. Каковое решение помогает организовать драматическое действо.

После старта внезапно вдруг оказывается, что каким-то образом в нишу с неким поглотителем углекислого газа попал какой-то чувак. С потолка закапала кровь и на изумлённую капитаншу, открывшую дверцы ниши шуруповёртом, свалилось бесчувственно тело, ещё и с дырками, по ходу сломав ей руку. Потом оказалось, что это некий работник космодромной команды, готовившей корабль к старту. Как оно туда попало — я так и не понял. По идее его каким-то образом забыли во время стартовой подготовки, когда он копался в отсеке. Как это возможно — не спрашивайте, это к авторам. Особенно учитывая, что там не рефрижератор, где слона можно потерять, а примерно как оказаться запертым под крышкой капота автомобиля.

Но мякотка не в том. Оказывается, последствием всего этого холоймеса стало то, что пресловутый поглотитель углекислоты нафиг коротнул и сгорел. А химических поглотителей, даже в совокупности с едущими на Марс водорослями, не хватит чтобы обеспечить воздухом всех, его хватит только на троих. ЦУП опосля долгих раздумий даёт команду — какую бы вы думали? Правильно, грохнуть безбилетника.

Чувствуете эту великолепную логику? И чувака забыли, и резервирование системы жизнеобеспечения — не, не слышали. Правда, они нашли вроде как выход — надо слазить по тем самым тросам в разгонный блок и сцедить оттуда остатки кислорода в канистры. После чего начинается натуральный цирк на дроте в буквальном смысле. То, каким способом они туда лезли — словами неописуемо, это лучше увидеть. Там некая комбинация из зацепа для троса и петли, в которую там как-то упираются ногою и подтягивают себя в верх, после чего приблуда цепляется выше и по новой. Ну, сам по себе способ вроде как и ничего, но мне просто интересно: каким местом надо думать, чтобы не предусмотреть какой-то более вменяемый способ передвижения, учитывая, что блоки друг от друга в километре? А центробежная сила там по сюжету равна земной силе тяжести. А необходимость обслуживания в таком длительном полёте неизбежно возникнет. Даже учитывая, что по мере приближения к центру сила тяжести будет сходить на нет до невесомости, всё равно представить что человек в скафандре вот на такой херне поднимется хотя бы на сотню метров — это надо быть ну очень большим оптимистом.

Но это ладно. На самом деле там не технические нелепости поданные как реализм интересны. Фильм-то про отношения, а вот они меня изрядно напрягли. И даже не то что центр иного выхода не нашёл, кроме как лишнего грохнуть, и даже не то что команда это приняла — ну, без хипеша и терзаний не обошлось конечно, но они это сразу начали обсуждать. Можно много слов сказать о бесчеловечности такой ситуации и такого выбора.

Но меня здесь не сюжет даже как таковой интересует, а то что сам такой сюжет возник. Ведь уже оскомину набила стандартность ходов современной космической фантастики: из раза в раз повторяется ситуация какого-то клаустрофобического, замкнутого, очень тесного пространства, наводящего на мысли о скорее какой-то психиатрической проблеме авторов, порождающей подобные образы, и всегда в нём люди, ведущие себя с той или иной — когда большей, когда меньшей — степенью скотскости. Всегда это не тренированные космонавты, а городские обыватели, офисные клерки, которые в большей или меньшей степени суетятся и истерикуют — даже если выглядят относительно спокойно. Других образов будущего нет — только депрессивные. От него ничего хорошего не ждут.

Я, собственно про это не раз писал, но просто когда натыкаешься на очередное подобное подтверждение, уже становится как-то действительно грустно. Это начинает просто бесить — каков вообще уровень понимания художниками своих творческих задач, что они выбирают предметом изображения и как его осуществляют. Я понимаю, что это вполне понятные симптомы наступающей жопы. Понятно, что про специфику фантастики по ту сторону Железной стены писали более полувека назад ещё Ефремов и Стругацкие. Но всё равно когда в очередной раз видишь эти бесконечные хождения по кругу — оторопь берёт. Ни малейшего просвета, ни шагу в сторону.

Tags: крик души, мысли вслух, я тоже кинокритег
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments