Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Последние посты ( 1 ,  2 ) Анлазза, в которых он «анализирует» анекдотическую фотку с Зеленским на фоне какого-то то ли шалаша, то ли сарая, то ли сортира с табличкой «Вьетнам», навели меня на некоторые мысли. Точнее, даже не столько сами посты, сколько начавшееся обсуждение, а вернее его ожидаемая типичность — подколки, ёрничание по поводу и всё такое. Ведь что обращает внимание: обычно некий публичный дискурс на тему событий после 2014 года в большинстве случаев концентрируется на самых одиозных и крайних проявлениях — всяких явных фриках, глупостях, несообразностях и т.п. вещах, при том, как водится, с весьма шовинистическим душком, во всяком случае, вполне ожидаемо носители именно таких настроений громче всех воняют, часто забивая всё остальное. При этом, рассуждающий об умонастроениях здесь, часто невольно оказывается в плену такого бинарного образа — либо чудовищ со стекающими с клыков слюной и кровью, либо неких страдающих под гнётом тех чудовищ «наших».

Однако ситуация, как водится, несколько сложнее. При этом практически полностью выпадает из внимания несколько иной тип, который я бы условно обозначил как гражданского националиста или — может быть лучше — ситуативного националиста. По сути это один из аспектов обывательского мировоззрения.

В чём он заключается? Сам этот обыватель полагает себя аполитичным, внеидеологичным, существующий порядок вещей он принимает как есть — то есть особо не рефлексирует на темы откуда пошло, куда идёт, ему пофигу как это называется — капитализм, социализм, ещё что-то, вот как есть — так и есть, своей задачей он видит приспособление к существующему положению, выживать здесь и сейчас. Если завтра окажется, что светофор должен быть не красно-жёлто-зелёным, а скажем сине-фиолетово-белым — он просто примет это к сведению как очередную поправку к ПДД. Соответственно свою страну он тоже понимает ситуативно — ну вот есть эта страна, есть другие страны, кто-то родился там, кто-то здесь, кто-то где-то ещё — это просто данность, так вот оно устроено, само по себе это не хорошо и не плохо, это просто существует, как существуют разные города или районы, улицы, деревни. Соответственно квасной патриотизм его тоже не занимает, скорее для него там где хорошо — там и родина. Ну мы вот здесь, если лучших вариантов нет — надо значит исходить из того, что мы здесь и устраиваться здесь. Онли бизнес, ничего личного — ни по отношению к «здесь», ни по отношению к «там».

Но, точно так же вне его сознания проблематика классового расслоения — у него отсутствует классовое сознание, отношения в обществе он тоже принимает как данность. Но, поскольку он существует в этих правилах игры, то конкуренция, борьба за лучший кусок и всё такое — для него это естественный фон, естественная среда, сообразно правилам которой он и сам должен играть. И соответственно присутствует некое понимание, что таковая конкуренция вполне себе органична и для каких-то крупных образований, таким как государства. И соответственно вполне понятно, что одни такие образования могут желать оттяпать какой-то жирный кусок у других. Плохо это в том случае, если таковое оттяпывание задевает его личные интересы. Если какое-то государство имеет претензии, а тем более нападает на то, в котором он живёт — соответственно он вполне может ожидать, что и для него это ничем хорошим не кончится, благо примеров того в истории не счесть, и хоть ему история мало интересна, про конфликты и войны он не знать не может и соответственно понимает таковое нападение как угрозу и себе, и на этой основе таки появляется сознание какого-то «мы».

Нация в этом смысле — это все, кто имеют гражданство данной страны и тем определяется некоторый вектор общих для них интересов, как некоего отдельного от прочих наций субъекта. Вполне себе добропорядочное, европейское можно сказать, национальное самосознание.

После распада СССР мы все оказались в разных государствах. Вышеописанный тип это воспринял как ту самую данность: было так, стало этак, можно сетовать, вздыхать, но жить надо здесь и сейчас, так, как это диктует обстановка. Встали, пошли в паспортный стол, поменяли коричневые книжечки на синие. Любовь к вышиванкам, кто там был самым древним укром, и всё такое — это абсолютно до лампочки. Но при этом, как было выше сказано, классовые противоречия для такого типажа скрыты, они не существуют в его сознании, и он замечает только некоторые их отдельные проявления, некую форму, скажем в виде тех же межгосударственных конфликтов. Он может сколько угодно плеваться на олигархов, на бюрократию, коррупцию, но сами основания этой системы незыблемы, для него они даже не тайна, а просто понятия о них нет. Зато понятие о том, что те же государственные конфликты могут для него плохо кончится, вполне наличествует. И если некое государство вдруг предъявит некие претензии к государству его проживания, то он будет относится к этому негативно. Чисто по ситуации. И вот это вполне может стать мобилизационным моментом, формирующим пресловутое национальное самосознание. Не могилы предков, не фольклорные танцы, не споры о первородстве, не язык, а фактор внешней угрозы. Каковой вообще говоря существует всегда, в силу конкуренции, то есть воспринимать прочие страны как потенциальных хищников, которые могут как-то притеснить — это обычно, нормально, привычно. А понимания приводных механизмов у этого обывателя нет. Поэтому его отношение к конфликтной ситуации практически запрограммировано. Всякая там «зоологическая ненависть» накручиваются уже на это, по мере обострения ситуации.

Кстати, мне последнее время часто попадается на глаза цитата слов Геринга:

Народ, вне зависимости от того, наделен ли он избирательным правом или нет, всегда можно заставить повиноваться своим вождям. Это нетрудно. Требуется лишь одно — заявить народу, что на его страну напали, обвинив всех сторонников мира в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают Родину опасности. Это действует одинаково в любой стране.

А вот теперь зададим вопрос: учитывая вышесказанное, а какие есть основания у украинского обывателя полагать государство Российская Федерация дружественным и безопасным для себя? Даже вне всех мутных идеологических построений с той и другой стороны. А никакого. Зато знаете когда я впервые отметил для себя проявление этого самого пресловутого национального самосознания и ситуационного национализма? Нет, не в 2014. В 2003-2004-м где-то, и до первого майдана. Кто-нибудь помнит «конфликт вокруг Тузлы»? Когда началось строительством дамбы и кончилось бряцанием оружием. Так вот, я вам скажу, тогда многие напряглись. Ну не так, чтобы совсем уж всерьёз, но тогда я для себя отметил, что появились некие интонации «наших бьют». Причём и у тех, кто до этого и в мыслях не имел, даже больше того — весьма критически настроенных к украинским порядкам и культурно тяготевших к России, а на постоянные какие-то бодания то за трубу, то за что-то ещё смотревших скорее со спортивным интересом. А ведь тогда обстановка была куда как более расслабленной, менее идеологически заряженной, ныне которая вспоминается чуть ли не как рай — для большинства границы имели не какой-то экзистенциальный характер, а были просто неудобной и неприятной административной формальностью, которую приходится соблюдать при пересечении, испытывая прелести общения с пограничными и таможенными органами сопредельных государств.

Так вот этот тип, как мне кажется, и есть самый основной и распространённый тип местного обывателя. Которого во всех рассуждениях начисто игнорируют, не понимают и не хотят понимать. И всё время удивлённо возносят очи горе и воздевают руки к небу: ну как же они так так могут? Как они ведутся на весь этот бред, почему де не восстанут, не поддержат чего-то там или ещё что в таком духе. Да потому что рассуждающие в 99% случаев смотрят на это сугубо с идеологических позиций — при том чаще всего имперских и шовинистических — и естественно не могут в рамках такой своей логики выродить что-то вменяемое и адекватное, потому как применяют её к тем, кто эту логику не разделяют. «Деды воевали», отцовские могилы, общая история, братство народов, оуновцы, коммунисты, фашисты, чекисты, фигзнаетещёчегоисты — это здорово и прекрасно, но это всё было. Было и прошло. Сейчас оно есть? Сейчас есть различные государственные субъекты со своими собственными интересами и если ты проживаешь в одном, то вряд ли твои интересы — это интересы другого государства. Дружба дружбой — мы ж не против, но если не поделили табачок — сами понимаете.

С этой точки зрения события на Востоке — образование республик, вся эта «борьба за независимость», «Новороссия», апелляции к тому что де не хотим под бандеровцами жить, насильно на мове говорить — это ни чём, оно конечно неприятно, но о чём — это детей кормить, зад чем прикрыть заработать, иметь где голову преклонить. Мы уж какие только идеологические веяния и бури ни пережили — всё ветром снесло, былого уж всего нет, а мы ещё есть. И это переживём. А что это дескать сам народ поднялся — не смешите наши тапочки, знаем мы как он поднимается — когда у больших боссов гешефт наклёвывается, тогда вдруг и поднимается, прям встаёт.

При том участие РФ как таковое во всём этом сложно отрицать с любой стороны. Так что образ врага тут намалевать — плёвое дело. Всего лишь немножко фотографию подретушировать. А вы тут на серьёзных щах рассуждаете про подсознательные ассоциации военов ВСУ с американцами во Вьетнаме. Лучше поинтересуйтесь, как решаются вопросы с «контрабандой» угля из Украины в Украину же или вывозом оборудования с донбасских заводов — которое едет по обе стороны границы, чудесно минуя блок-посты что пламенных новороссийцев, что доблестных защитников Украины, что российские погранпункты. Ага.

Tags: мысли вслух
Subscribe

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!

  • И ещё о «Харлее»

    Странно, меня вроде читает довольно много технически подкованных людей, а никто носом в невежество не ткнул. Оказалось, что я в мотоциклах…

  • ИАЕ и «Харлей-Дэвидсон»

    На сайте «Ноогена» наверное ещё в прошлом году была опубликована статья Владимира Каталикова «Прикосновение к величию (Имя писателя-фантаста Ивана…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!

  • И ещё о «Харлее»

    Странно, меня вроде читает довольно много технически подкованных людей, а никто носом в невежество не ткнул. Оказалось, что я в мотоциклах…

  • ИАЕ и «Харлей-Дэвидсон»

    На сайте «Ноогена» наверное ещё в прошлом году была опубликована статья Владимира Каталикова «Прикосновение к величию (Имя писателя-фантаста Ивана…