Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

Глубже надо

На фоне событий последнего года кинопремьеры как-то теряются и проходят скользя. Особенно при распространении мнения, что «отечественное кино» ныне понятие более виртуальное, нежели реальное, а то что есть — ниже плинтуса. Поглядел наконец «Глубже!» Выйди эта картина лет на пять, ну хотя бы годика на три раньше — шума было бы гораздо больше. А так — как-то кино походя случилось. Но, надо заметить, довольно неплохо. Опять же, не сказать что классика на века, скорее однодневка, довольно мягкая сатира на злобу дня, причём скорее вчерашнего, нежели сегодняшнего — просто потому что более актуальные темы заслоняют тему фильма, но при том при всём посмотрел от начала до конца и какого-то отвращения не возникло.

Конечно, современное кино страдает какой-то вообще неполноценностью, сиюминутностью. Постоянно сравниваешь с советским кино и каждый раз убеждаешься, что то планка недосягаемая по нынешним временам в принципе. Причём даже вещами, сделанными довольно старательно, как в данном случае. Не могу даже сказать, с чем это связано. Можно было бы сказать, что бездари, халтурщики, хапуги снимают — но это не всегда так. Хотя главную причину можно и так назвать — предельно коммерциализированное буржуазное искусство обречено на мелкотемье, поверхностность и отсутствие той самой глубины, которой взыскуют авторы фильма.

Но если говорить о каких-то видимых дилетанту особенностях — нынешние постановки больше напоминают телеспектакли, нежели художественные фильмы. Я как-то писал о том, что телепроизводство всегда отличалось некоторой вторичностью, было вторым, если не третьим эшелоном для художественного кино, на нём всегда лежала печать некоторой сиюминутности, торопливости и от того некоторой халтурности, в телевизоре и бюджеты были меньше, и надо полагать сроки ужатее, что объясняется скорее всего самой природой телевидения — оно всегда дышало текущим моментом, это как ежедневная газета в сравнении с толстым литературным журналом, и кино для него не было первейшей темой, ТВ — это всё-таки в первую очередь новости и «телепередачи» — шоу различного формата. Причём опять-таки это не столько подобия тех телеспектаклей в классическом виде, какой был в 70-80-е годы, сколько скорее всяких «Старых песен о главном» и телесериалов.

Чисто визуально: как я уже писал, снимать надо на плёнку, чтобы были видны склейки и ракорд с бессмертной надписью надписью «формат обычный», крестом, отпечатком пальца монтажёра и метками для киномеханика в конце частей. Да, на классический формат кадра 4:3. Всё должно быть к месту, и широкий формат не надо пихать везде где только можно только потому что производители сговорились выпускать телевизоры и мониторы 16:9, а там где он нужен. Чай не «Войну и мир» снимаете. И бить, бить по рукам за пихание не только куда надо, но и куда не надо стедикама, за вот это постоянное кружение по кругу, за увлечение съёмкой с рук — типа чё, так артхаузнее, сразу плюс стопятьсот к глубинному смыслу? За верчение камеры под потолком — чем сейчас страдают наверное абсолютно все концерты по телевизору, а за ними, похоже и кино — открыв для себя летающую камеру, режиссёры так очаровались, что на экранах сплошной аквариум и головокружение. Ну на хрен зрителю не нужны ваши бесконечные панорамы зала под кривыми углами, должные изображать массовую ажиотацию и умиление публики. Меру знать надо. А когда кино становится похоже на выступление очередных поющих сисек — это не в ту степь заходы.

Ну да бог с нею, с картинкой, содержание здесь интереснее. Когда читал отзывы в сети, то видимо наиболее клонируемый — дескать, вот первая половина фильма очень интересна, а когда пошла «политика» — стало скучно. Я смотрел с предопределённым этим мнением предвзятостью — и совершенно зря.

Нет, ну понятно, что тема порнографии и нижеплинтусность соответствующего контента — тема, можно сказать, больная и животрепещущая. На фоне порнхабовского гонзо какая-нибудь немецкая или датская порнуха 70-х — просто шедевры кинорежиссуры. Можно было бы сказать, что сексуальность в своём самом непосредственном выражении отдана на откуп самой циничной и похабной рыночной нише, хуже этого только собственно проституция.

Однако, сильно подозреваю, что едва сдерживающих похихикивания комментаторов беспокоит не это, а то что предельно однообразные и механистичные ролики уже не вызывают должного градуса возбуждения, «не вставляют», хочется чего-то этакого, «настоящего», а предлагаемая клубничка настолько пластмассова, искуственна и ненатуральна, что не рождает никакого живого чувства, а разве что ассоциации с движением поршней в цилиндрах машин. Правда, само понимание этих чувств у такой публики на самом деле вполне адекватно потребляемому контенту — секс понимается в лучшем случае как нечто в одном ряду со справлением нужды, утилитарное и направленное сугубо на удовлетворение эго и по большей части является не столько хотя бы физиологическим удовлетворением, сколько своеобразной реализацией желания иметь, властвовать и доминировать. Неудивительно, что рыночек вполне адекватно со своей колокольни реагирует: подавляющее число роликов показывают сцены более или менее брутальных совокуплений, в которых активный доминантный самец овладевает пассивной подчинённой самкой.

В общем-то это не столько кризис порнографии, сколько ещё одно проявление кризиса «общества потребления» — они хотят иметь, но не хотят быть, а если шире — то, как ни банально, кризиса капитализма, который порождает тип личности, которая хочет только брать, но ничего отдавать. Естественно, что такому узколобому восприятию недоступны какие-то особые градусы страсти, их бедная фантазия не способна породить что-то выходящее за рамки их шаблона, который очень быстро исчерпывается. Но эта убогость не даст и воспринять что-то выходящее за эти пределы — если кто-то со стороны и даст им такую фантазию новой глубины, то они её просто не поймут, им будет пресно и скучно, они эту глубину не увидят. Ибо постижение глубин здесь требует согласованного взаимодействия с партнёром, а соответственно необходимо эмпатии, что несовместимо с модусом обладания. Всё равно будет это кто-то реализовывать сам или смотреть на экране — зрителю нужно понимать происходящее не хуже непосредственно сближающихся. В той же одномерной системе можно увеличить только глубину свинства, а оно имеет своим пределом банальный садизм.

Но мне так сдаётся, что авторов фильма проблемы порнографии на самом деле мало волновали, эта тема подсобная, служебная для замысла. Коий как раз раскрывается в той условной второй части. Честно говоря, мне искать там какие-то глубокие смыслы и разгадывать ребусы было лень. Кроме очевидных, вроде того что присунуть поглубже как государственная идеология (что в духе вышеописанного доминирования и обладания) — это вполне себе годная сатирическая оплеуха. Или показа проституированности официальных «творцов» и официозного искусства.

А меня больше моменты, что ли, эстетические заинтересовали. Если в течении фильма как на вид актёры действуют несколько как бы расхлябано и в тоже время слишком приторно, что ли, не особо сильнее, чем в пресловутых сериалах (вот тоже, кстати, интересно — это от слабости или на самом деле это тонко продуманный постмодерновый стёб?), то финал меня на этом фоне впечатлил. Может быть это и не самая профессионально сильная сцена в мировом кинематографе, но тут по крайней мере видно, что исполнители не зря в своих актёрских учебных заведениях учились. Тут уже как-то больше по-взрослому. Ну и сама идея, что люди могут подняться даже с днища до высот подлинного искусства (в то время как официальные «творцы» не более чем ремесленники и приспособленцы), ныне не такая уж тривиальная на фоне всеобщего биологизаторства, социал-дарвинизма и веры в некую данность и природную обусловленность таланта и социального положения.

Короче, разок посмотреть можно. Пересматривать вряд ли когда буду, но некоторой пищи для размышлений на один вечерок нашлось.

Tags: я тоже кинокритег
Subscribe

  • (no subject)

    Сколь жалок посетитель в процессе прохождения бюрократического квеста вроде какой-нибудь комиссии, какой у него взмыленный вид во время пробежки из…

  • Центр — Комиссия

    Бляди ебучие, как вы все достали. Для чиновников будет отдельный ад — где каждая сковородка и котёл будет сопровождаться справками,…

  • NENA | 99 Luftballons [Offizielles Musikvideo]

    Забавная такая песенка из 80-х про 99 воздушных шариков. По-моему, сейчас снова актуальная в свете неопределённости и ожидания большого бабаха.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment