Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

О дизайне и технической эстетике

«Политехнический словарь» — изд-во «Советская энциклопедия», Москва, 1976

ДИЗАЙН (от англ. design — замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) — художественно-конструкторская деятельность в пром-сти, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в произ-ве. Цель Д.— создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям обществ. пользы, удобства эксплуатации и красоты. Теория Д.— техническая эстетика.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — науч. дисцип­лина, изучающая социально-культурные, технич. и эстетич. проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва для жизни и деятельности человека. Со­ставляя теоретич. основу дизайна, Т. э. изучает его обществ. природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструиро­вания, проблемы проф. творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Гл. цель Т. э.— обеспечить на основе достижений теории и практики художеств. конструирования наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире. Т. э. играет важную роль в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него высокого эстетического вкуса.

PS_142.jpg

Тут вот в связи с очередной статьёй Анлазза возникли некие споры относительно того знали ли в СССР слово «дизайн». У меня, конечно, от такого рода вопросов челюсть отвисает — для ребёнка 80-х это всё равно что спросить «ходили они на ногах или голове», слово не было экзотическим вот ни разу. Очевидно, что в обиход оно вошло ещё раньше.

То есть если такое и ляпать, то применительно к более конкретно указанному периоду. И то с оговорками. Потому что как показывает опыт, в среде специалистов те или иные термины начинают хождение задолго до их попадания в массовый лексикон. Скажем, слово «экология» в научной среде бытовало уже как минимум в 20-е годы. Что касаемо «дизайна», то могу предположить, что оно более-менее широко начало употребляться ещё в 60-е, а в 70-е было уже довольно заурядным, а в 80-е вот совершенно привычным. Правда, чаще оно скорее встречалось в значении «дизайнер одежды» в контексте «модной» проблематики и непростых отношений моды с нашей «лёгенькой промышленностью». Но тем не менее. Как мы видим, термин как минимум в профессиональной среде как минимум в середине 70-х не только бытовал в качестве профжаргона, но и имел вполне академически чётко определённое значение. Кстати говоря, не выступая иноязычным синонимом «технической эстетики», а находясь в ясно и явно определённом соотношении с этим и другими связанными понятиями.


P.S. А с «Политехнического словаря» я уже лет так тридцать с гаком в шоке — с момента как нашёл где-то среди ещё студенческих книг отца. И чем дальше — тем больше понимаешь крутизну этого издания. Вот как можно в шестьсот страниц примерно А4 формата по площади впихнуть всё, от таблицы Менделеева до характеристики стиля рококо — я не понимаю. И кстати, к слову о немерянной якобы поступи нынешнего прогресса — там процентов так минимум 95 всех статей остаются актуальными, самое смешное, что даже по компьютерной тематике — понятно, на уровне общих концепций, но всё же. Всё придумано до нас.

Tags: жизнеутверждающее, техника
Subscribe

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!

  • И ещё о «Харлее»

    Странно, меня вроде читает довольно много технически подкованных людей, а никто носом в невежество не ткнул. Оказалось, что я в мотоциклах…

  • ИАЕ и «Харлей-Дэвидсон»

    На сайте «Ноогена» наверное ещё в прошлом году была опубликована статья Владимира Каталикова «Прикосновение к величию (Имя писателя-фантаста Ивана…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments