Сёдни сподобился наконец посмотреть хоть одно кино за несколько месяцев, наверное. Наводка пришла витиеватым путём: на запасном канале Сёмин выложил нарезку из «Злобы дня» аж за 8 мая, тема нарезки — раздалбывание киноопуса некоего Зайцева «Блокадный дневник». Судя по приведённым отрывкам — креатифф ещё тот.
Но по ходу оказалось, что сей творец лет так ещё семь назад снял подростковую мелодраму «14+. История любви», вышедшую в прокат в 2015 году. В ролике было пару кадров, они меня заинтересовали, решил ознакомиться. Ну вот такой я, с фирменным поздним зажиганием — всё уже отгремело, а для меня премьера. Думал, поди трэшак очередной или дебильная «молодёжная» комедь. Но нет, как ни странно, фильм оказался неплохой по нынешним временам. На классику и вековечную ценность не тянет, тема банальная — очередная любоффь Ромео и Джульетты, снято без претензий на новое слово в кинематографе, но на кино похоже и чего-то внутрях даже цепляет.
Стал обдумывать ощущения и мысли после просмотра и понял, что больше всего, пожалуй, думаю о времени. Начал смотреть не без мысли «как там современные тинейджеры живут?», какими откровениями из жизни нынешних пидлитков нас порадует режиссёр, но потом вдруг понял, что именно про это картина не может сказать мне ничего. Вот вроде бы все приметы времени есть — и мобильники, и компьютеры, и фоточки из вконтактика, и всё такое — но, ёлки палки, это снято уже семь лет назад. С нашими безумными гонками это всё равно что в прошлом веке — глаз опытного, квалифицированного потребителя наверняка отметит, что таких телефонов-то уже в продаже нет сто лет в обед, моды сейчас совсем другие, и социальные сети в трендах тоже поди другие, и интерфейсы на сайтах поменялись, и всё такое. А если подумать, что снимались там непрофессиональные актёры, насколько я понял вполне натуральные — на тот момент — старшеклассники из того вконтактика, то сейчас это уже довольно взрослые люди, время течёт быстро, и может быть даже сленг поменялся, не говоря о моде на шмотки, музыку и прочее, в общем преходящие приметы времени сейчас скоротечны как никогда и сей момент поймать, наверное, уже невозможно — что ни сними, будет про вчера. Это спустя века что конец какого-нибудь 12 столетия, что середина 13 — один хрен с точки зрения нашего современника, а вот сейчас уже даже несколько лет разницы — как привет с другого конца Вселенной. Уже даже нельзя говорить «нулевые годы», «десятые годы» двадцать первого века — хрен, уже надо половинками, а то и четвертушками делить, начало и конец десятилетия — разные эпохи. А там, глядишь, и на месяцы перейдём. Это один момент.
Другой — как кто-то в комментах на Ютубе отметил, фильм как будто про 90-е. И тут я попустился. Потому что на самом деле фильм вовсе и не для подростков, и даже не про подростков, а для нас и про нас самих, вроде как взрослых дядей и тётей, которые ещё не так давно были такими подростками, кому этак в районе сорока плюс-минус — режиссёру на тот момент и было где-то слегка за сорок. И даже не про нас-подростков, а скорее про наш образ этого возраста.
Обращает внимание на себя набор музыкальных композиций, среди которых есть весьма нетипичные для современного подростка — вряд ли детки начала 21 века даже слышали что-то про Сержа Гинзбура или Нила Седаку, это не то что станет слушать среднестатистический пацан 14 лет, и даже относительно свежий «Радиохед» начала 90-х — это копролиты мамонта. Весьма также намекает «Зеленоглазое такси», некогда воспетое Боярским — это слои памяти совсем другого времени и совсем других людей. И шокировавшая — насколько я понял — какую-то часть публики постельная сцена — точнее обозначение сближения главных героев в финале — это вовсе не очередное провозглашение свершившейся сексуальной революции, не констатация «правды жизни» современной молодёжи, а это скорее давнишняя подростковая фантазия (кстати, показанная довольно деликатно, публику тут шокировала не визуальная «клубничка» — её не было, а сам факт того что четырнадцатилетние оказались в постели) и мечта нынешнего взрослого о том как и что бы могло быть тогда, в те свои четырнадцать лет.
Короче, фильм — хороший повод понастальгировать, сказать «каким же я дураком был тогда», вспомнить свои и глупости, и радости, и первые любви, и пережить испанский стыд, и те — уж забывшиеся с годами — чувства, вроде случавшихся при созерцании выступающих на изгибе девичьей спины позвонков, ямочек на щеках, пушка на руках, каких-нибудь смешных косичек и прочих драгоценных подробностей облика наших первых возлюбленных, когда любая даже нескладность вызывала приливы нежности и умиления — мы так уже не умеем, зачерствели, задубели, покрылась душа мозолями.
Конечно, нового тут ничего нет, тема сама по себе извечная — оглядывание на себя, на прошлое, сознавание бесконечного превращения молодого в старое, разной степени тяжести думы о былом и пройденном пути, печаль по безвозвратно ушедшему и судрожные попытки обрести себя в настоящем — но в жизни каждого поколения всё случается впервые и вновь и каждый раз это переживается заново, и каждый раз находится кто-то, кто пытается это выразить, передать особо. С разной степенью мастерства и умения. Эта попытка может быть не была совершенной, но лично мне пришлось к месту и времени.