Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Вечерние размышления о сущности насилия и аппарате оного

Чё-то мне каждый раз, когда показывают в трубе или по телеку картинку про то как мальчики в коротких штанишках, а то ещё и в шлёпанцах, бросаются на словно закованных в латы рыцарей «космонавтов», каждый раз вспоминается анекдот про Василия Ивановича и каратистов, существующего с разными зачинами, но одним характерным концом: «Вытирает Чапай лезвие и говорит: «Кто же с голой пяткой на шашку кидается?»

Меня вообще в глубокое недоумение вводит этот шаблон типа протестов: мол, толпа кричащих безоружных людей типа может что-то сделать вооружённым, заведомо сильным людям. Их наверное для красоты нанимали, ага. Наверное они просто так с оружием, в брониках и с прочими причандалами.

Ну так, если подумать: зачем нужны эти «отряды вооружённых людей»? Наверное для совершения организованного насилия.

Тут по ходу внезапно задумываешься, что мы принимаем как данность мысль о применении силы и соответственно аппарате этого самого насилия, однако никогда не задумываемся о его природе и механизмах, как это действует? Ну в самом деле: вот приезжает в деревню какую-нибудь машина с парой десятков людей в специфического вида одежде и с характерными причандалами в руках — и всё меняется, говорят, что теперь новая власть или наоборот, что порядок восстановлен, или что такой-то населённый пункт захвачен врагом, или наоборот, что такой-то населённый пункт освобождён от врага. При этом может быть вообще ни сделано ни одного выстрела или вообще какого-либо телодвижения. Что меняется от того, что здесь стали находиться эти люди? Какая магия действует?

Но может быть и иначе: дым, грохот, пальба, кругом трупы валяются.

Но причём тут сила? Ведь сила — понятие изначально механическое, возникшее из ощущения мускульного напряжения при воздействии на предметы окружающего мира, пропорционального мере сопротивления этих предметов усилию. Каким образом она может влиять на отношения людей? Ну в самом деле, если применить оное усилие к человеку, оно ведь никак не совершит желаемое действие — скажем если вы станете тянуть или дёргать другого человека, или как-то ещё на него механически воздействовать — от этого не напилятся дрова или скажем не обточится деталь на станке, не сожнётся хлеб или не поедет машина. Скорее наоборот — этот человек не сможет производить все эти действия, если ему мешать. Но чтобы они были совершены — нужно, чтобы исключительно он сам стал их производить. Вы можете, конечно, попробовать водить его рукой и таким образом хотя бы ваши личную силу применить к тем предметам. Но это же совершенно бесмысленно — ничего толкового из этого не выйдет, проще тогда самому сделать. Как же так? Ведь все говорят о применении силы, а получается, что на самом деле она вовсе и не прикладываается, во всяком случае такое прямое применение невозможно.

Но можно рассмотреть и другую ситуацию: применяя некое физическое усилие, можно кому-то НЕ ДАТЬ что-то сделать. От банально не дать пройти до прерывания какого-то процесса. Он на пианине играет, а его за руки хватают и играть не дают. Это уже как-то вроде бы ближе к пониманию силы в физическом смысле — есть воздействие, есть результат. Хотя… А есть ли результат в положительном смысле? Воздействие силы результатом имеет совершение какой-то работы — в самом буквальном, механическом смысле. То есть некоего преобразования окружающей среды — от перемещения некой массы почвы лопатой до создания звуковых колебаний посредством струны в той пианине. А здесь оно наоборот НЕ совершается. При этом сил, здоровья и калорий может быть потрачено изрядно — попробуйте, не дайте Шварценеггеру играть на пианине, даже если он на ней «играет» так, что мёртвые восстают и просят заткнуться. Для этого как минимум нужно быть в состоянии что-нибудь тяжелее эни кеев прессать.

Что-то не так с этой силой, не находите? Силу применяем — а ни хрена не получаем. Но при этом все вокруг говорят о применении силы, и не просто о применении, а как о действенном средстве достижения целей, чуть ли не двигателе прогресса. Парадокс?

Открывая первую попавшуюся новость, легко можем прочитать нечто вроде «такой-то, угрожая силой…», «угрожая насилием, совершил…», «выступил с традиционными угрозами, что в случае продолжения последует незамедлительное принятие силовых мер». Опа. Появляется интересное словечко — угроза. То есть кто-то даёт понять кому-то, что тот окажется в опасной для себя ситуации — ему сделают бо-бо или даже убьют. Или этот кто-то сам понял по ситуации, что ему будет бо-бо. «Обстановка становилась угрожающей». «А-а!» — восклицаем мы. «Наконец-то дошло!» То есть «применение силы» — это такая фигура речи. Коя не идёт о том, что та сила буквально совершит некую работу, отнюдь. А речь об опосредованном воздействии: чтобы кто-то сделал что-то, нужно либо сделать бо-бо, либо указать на таковую возможность. Причём даже если это бо-бо реально причиняется, то это по сути тоже угроза, но уже в фазе непосредственной реализации. Ну в самом деле, если кому-то делают больно или тем более убивают, то есть прекращают его жизнь — то он тем более не может делать того, что от него хотят — согласитесь, сложно, допустим, решать домашнее задание в момент обхаживания ягодиц пряжкой ремня — это даже чисто физически затруднительно, в такой позе писать неудобно, не говоря уже о думать хоть о чём-нибудь, кроме того, чтобы это прекратилось. Но зато получается наглядный урок того, что будет, если не делать так, как этого требует угрожающий с тем, чтобы в дальнейшем это таки было исполнено, а иначе последует итерация. И собственно сила здесь нужна для возможности продемонстрировать и осуществить угрозу, то есть сделать бо-бо, а так же тех действий, которые технически необходимы для подготовки этой угрозы.

То есть в основе насилия лежит не сила как таковая, а угроза. То есть — наконец прозвучит это слово — страх. Основа насилия — страх.

А вот тут мы приходим к любопытному выводу: хотя собственно непосредственно насилие реализуются физическими действиями, но оно ими не является, действующий фактор находится в голове. То есть насилие — свойство разума. А точнее — взаимодействия разумов. Один из которых пытается нечто диктовать, а другой оценивает варианты возможных последствий и возможных ответных действий и делает исходя из этого выбор. Забавно, но это одно из проявлений его прогностических возможностей, о которых, например, много пишет Анлазз. Мы можем запланировать сделать какое-нибудь каменнное рубило, молоток или что-то ещё, можем оценить заранее эффект, который они нам дадут, и на основе этого спрогнозировать — то есть по сути предсказать — вероятное будущее. Можем спроектировать какой-нибудь храм искусства — а можем запланировать порку или что похлеще. Причём думают тут и те, кто планирует, и те, кто может стать объектом этого «планирования». Таким образом, насилие — это общественное отношение.

Читатель, у которого хватило терпения дочитать до сих пор, наверное воскликнет: «К чему этот поток банальностей? Разве это не очевидно?» Да пожалуй, да, это совершеннейшие банальности. Но часто ли мы задумываемся о банальностях? Обращали ли вы внимание на то, что часто какие-то вещи, которые нам представляются очевидными, но которые для своего объяснения и изложения требуют неких последовательных логических ходов, мы обычно употребляем не задумываясь о всех этих промежуточных ходах. Допустим, показал кто-то в кино пистолет — нам всё ясно, у нас нет вопросов. Мы не думаем о том, что персонаж, увидев пистолет, подумал о том, что это представляет опасность для его жизни и здоровья и просчитав возможные исходы этой ситуации, принял решение поступить так-то. Само собой это не только пистолетов касается. Но попробовав подумать об этом, мы вдруг с изумлением обнаружим, что нам иной раз просто думать об этом больно — в голове повисает какая-то пустота, мы подразумеваем нечто, но при попытке хотя бы связно назвать его элементы, мы как та сороконожка, начавшая думать о том в каком порядке переставляет ноги, просто зависаем и падаем. Вскипает разум возмущённый и уставший мгновенно мозг отбрасывает попытки, ему тут же становится лень — а, чё тут думать, ведь всё ясно же! Вот на входе, вот на выходе — чего ещё надо, чего об этом думать? Так бывает, когда единожды поняв какой-то принцип, математическое правило скажем, мы применяем его не задумываясь. Но проходит какое-то время, мы в совершенной уверенности, что нам всё понятно, обнаруживаем однажды вдруг, что начисто забыли даже принцип доказательства, как это правило внутри себя и почему работает.

Некогда в юношестве мне приснился сон, как назвал его друг — архетипический. Был я в нём кем-то вроде принца, который подобно Гарун Аль-Рашиду переодетым бродил по городу. Меня там не титул особо волновал, а переживания обстоятельств этого брожения. Попал по ходу на некое застолье в каком-то доме, то ли свадьба, то ли день рождения, то ли что-то ещё. И вот вокруг оживлённо суетятся люди, кто-то тостует, кто-то «решает» какие-то «вопросы», судя по всему большей частью глупые и пустые, выясняют какие-то отношения, кто-то кучкуется и шепчется недобро в углу, вроде бы даже начинается какая-то свара. Кажется, меня даже на что-то подписывают, вроде бы я кому-то вдруг там чего-то стал должен. Не денег, а в плане некоего морального долженствования в чём-то участвовать. А я очень остро в этот момент осознаю, что меня-то это не касается, я как Штирлиц, хотя и нахожусь здесь — я не тот, за кого принимают мой внешний вид, я во всё это не вовлечён, я от этого абсолютно свободен, я в любой момент могу встать и уйти, меня не задевает эта суета, эти мелочные страсти, эти мелочные страхи, подобно Алисе я могу воскликнуть «вы же просто колода карт!»

— И какая мораль из этого всего следует? — спросит читатель. — Поди автор желает намекнуть на то, что раз насилие и страх — как и разруха — в головах, то и преодолеть его можно неким умственным усилием, нет насилия, есть иллюзия погружённого в штампы мышления разума, который не даёт себе на секунду остановиться и задуматься о том, кто же тут реальный хозяин и господин и на чём зиждется власть хозяев самоназванных, иллюзорных, а значит нужно сорвать покровы, порвать как Тузик грелку закостенелые штампы — и власть насилия развеется, аки развеялась иллюзия о новом платье короля — король голый!

Да король-то голый. Вот только стража у короля одетая и алебарды у неё настоящие.

Ежели продолжить рассуждать в том же штиле и вернутся к вышеозначенным «космонавтам» — каковое название, походя данное каким-то остроумцем, вообще говоря оскорбляет уже самим таким сравнением занятие космонавтов настоящих — то обратная сторона насилия в том, что оно ведь применимо и к самой насилующей стороне, её точно так же можно поставить под угрозу, перед выбором — стоит ли продолжать? Однако пресловутая физика в лице механики говорит нам о том, что силе может противостоять только сила противодействия не меньшая, нежели сила действия — не ме-не-е, только чтобы выйти в ноль. Не менее способная сделать бо-бо, чем сторона насилующая.

За бесконечные десятки веков насилие обкаталось в своего рода естественном отборе в определённые организационные и технические формы, высшим выражением которых является война и армейские институты, способные осуществлять самые мощные акты насилия. При этом выработался определённый опыт, говорящий о том, что насилие может осуществляться только весьма определённым образом.

Все наверное читали книги про войну, особенно «окопную прозу», смотрели фильмы, все помнят эпизоды вроде того что надо подниматься в атаку — а головы не поднять, где-то из дзота строчит пулемётчик, сыплет снарядами артиллерия и физически невозможно преодолеть пресловутое поле боя — людей просто косит как траву. Меня во время оно, ещё наверное в детстве, поразило вычитанное в какой-то статье, в каком-то наверное военном журнале, где обсуждались какие-то специфические вопросы, что там речь шла не про какое-то небывалое мастерство и снайперскую меткость того пулемётчика, ни искусство и храбрость никого из бойцов, ни даже преданность делу партии и горячайшую любовь к родине — короче все те качества, которые многократно описываются и пережёвываются в военно-патриотической литературе, а там говорилось про тупые скучные цифры вроде плотности огня — количества пуль на кубический метр и т.п. То есть если вы хотите, чтобы люди по ту сторону не смогли переместиться по эту сторону, вам надо обеспечить в каждый данный момент времени в кажом данном объёме энное количество кусочков металла, двигающихся с определённой скоростью и сообщающих любому встретившемуся предмету энную энергию. Которая — удивительное дело — бывшего ещё мгновение назад человеком превращает в кусок кровоточащего мяса. Это не искусство, это не чувства, это статистика и технология, ровно как разделка туш на мясокомбинате или расточка детали на токарном станке. Сможете её обеспечить — никакое героическое превозмогание не сможет побороть законов физики. Но в то же время в хороших книгах и хороших фильмах атакующие никогда не бегут стадом баранов, плотной толпой, а в рассыпную, не создавая компактных плотных целей для пулемётчиков и стрелков противника, которые позволили бы как раз резко повысить количество металла в резко уменьшившемся объёме. Это закономерности и правила, написанные кровью десятков миллионов людей.

А теперь вспомним кадры любого практически протестного движения и его столкновений с полицаями. Вас не шокировало какое-то просто режущее глаз противоречие с тем, что вы читали, слышали и видели про войну? Про то как осуществляется отточенное веками организованное насилие и противостояние ему тогда, когда желают результатов, а не пободаться ради бодания и красивых кадров в новостях? Вам не приходило в голову, что одного выпущенного в толпу автоматного рожка, одной боевой гранаты хватит чтобы вообще без всякого особого прицела наделать немало трупов и кучу инвалидов? А залп положит её к ебене мать если не всю, то так густо, что морги ни в каком городе не справятся. Ёпта, не бросаются с голыми пятками на шашку, особенно когда она в руках человека, который умеет ей пользоваться.

А с другой стороны — вам не приходило в голову, что вот эта стена «лыцарей» со щитами — просто прекрасная мишень для пулемёта, даже целая торба ростовых мишеней? И броники особо не помогут — поубивать может всех и не поубивает, а вот способных стоять после этого на ногах и «исполнять служебные обязанности» сильно поубавится. Кстати, никогда не приходили в голову фантазии в духе «кто кого заборет — кит слона или слон кита», ну там типа если вдруг против омоновской роты окажется не толпа голоногих молодых людей, а вдруг ну хотя бы стрелковый взвод с полной выкладкой? Даже без бэтэров и бээмпэ.

Что бы это значило? Да опять, совершенно же банальное — полицейские силы заточены на разгоны толп обывателей, городского, никак толком не организованного и безоружного населения, которое может вопить, кричать, кидаться консервными банками и может быть максимум петардами да «коктейлями Молотова» — сами при этом скорее всего пообжигаются, но которых достаточно отмудохать дубинами и максимум водомётами. То есть, хотели бы полицаи поубивать — уже бы поубивали, кого угодно и сколько угодно. И если они этого не делают — отмашки нет. А теперь ещё раз подумайте, если вдруг пойдёт жара, или кому-то там наверху покажется, что уже жара, что будет со всеми этими волосатыми ногами в таких модных шортах? Любоваться ими патологоанатомы будут. Только ошмётки модных рюкзачков и осколки айфонов по мостовым полетят.

К чему весь этот поток сознания? Решайте сами, думайте сами.
«Вашему вниманию предлагается всё вышеизложенное, господа!» © ГО

Tags: мысли вслух, поток сознания
Subscribe

  • (no subject)

    А заебали вы уже с вашим короновирусом, вакцинациями, хернациями и прочими мастурбациями. Просто достали. Когда утром на работу и вечером с работы…

  • (no subject)

    В чём прелесть заболеть — в том что нагретому за 39 мозгу становится глубоко плевать на все только что волновавшие страсти, новости, срачи, всё это…

  • Трёхспальная кровать «Ленин с нами»

    Тута активна новый хайп обсуждают — шыдевральный видеоролик «Новой газеты» с Чулпан Хаматовой. Ну понятно, первой мыслью было, что когда пойдёт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • (no subject)

    А заебали вы уже с вашим короновирусом, вакцинациями, хернациями и прочими мастурбациями. Просто достали. Когда утром на работу и вечером с работы…

  • (no subject)

    В чём прелесть заболеть — в том что нагретому за 39 мозгу становится глубоко плевать на все только что волновавшие страсти, новости, срачи, всё это…

  • Трёхспальная кровать «Ленин с нами»

    Тута активна новый хайп обсуждают — шыдевральный видеоролик «Новой газеты» с Чулпан Хаматовой. Ну понятно, первой мыслью было, что когда пойдёт…