Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

T. Rex — Get It On (1971)

А не замахнуться ли нам для разнообразия на Марка, ммм, нашего, понимаете, Болана?

Я честно говоря так и не могу разобраться в себе как отношусь к этому явлению культуры — последнее время и к Битлз отношусь с изрядной долей не то что скепсиса или критицизма, но уже, в отличие от горячечного юношеского фанатизма, с пониманием места данного явления во времени и мире, а с прочими явлениями мало того что буржуазной, но постмодернистской культуры всё ещё сложнее, но то что «T. Rex» был явлением довольно необычным и незаурядным — это бесспорно.

Весь целиком слушать его у меня не получается, но есть несколько, скажем так, любимых песен. Причём если довольно модно рассуждать, сморщив носик, что вот пока был «Tyrannosaurus Rex», Стив Перегрин Тук, акустика и весь этот толкиенизм — всё было кул и рулезз, а потом всё зашиблось, то мне, пожалуй, как раз нравится больше T.Rex, уже электрического периода развитого глэм-рока, так сказать. Хотя, нет, вот лично мой любимый альбом, который можно слушать целиком — «Electric Warrior» (1971), это скорее промежуточный этап, но на мой взгляд, наиболее «роковый» в творчестве Болана.

И вот, кстати говоря, клип с песней из этого альбома, если верить источникам — передача от 30 сентября 1971 года. Ставлю не столько потому что песня какая-то особенная, сколько потому что зацепил взгляд. Насколько я могу судить, видео с Боланом было снято не так уж и много, но те клипы, что остались и были изданы уже в 2000-е — а это часто просто отрывки из каких-то развлекательных телепередач, где Болан участвовал — это весьма характерные образчики телевизионной эстетики начала-середины 70-х, дающие представление о телеэфире той поры и интересны именно с точки зрения истории как вообще, так и телевидения в частности. Вот не знаю, насколько плотно занимаются этим искусствоведы и историки, но, думается, что клипы с Боланом, в том числе данный клип, могли бы быть им интересны.

Тут интересны и наряды музыкантов, и поведение в кадре, и вообще антураж. При первом взгляде приходят ассоциации с мультиком про бременских музыкантов и одной из серий «Ну, погоди!» Скажем, обратите внимание на штаны басиста. Дранки вот не вчера придумали, но тогда до величия торчащих во все стороны нитками дырок по всей видимости не додумались — во всяком случае ан масс, зато была мода на художественные заплатки — что мы и наблюдаем в кадре. А полосатые бонги тут же вызывают в памяти пижаму Волка и брюки музыкантов ВИА «Dvornjagi» c их бессмертным хитом «У попа была собака» из 9-й серии «Ну, погоди!» (где действие, между прочим, происходит в телецентре). Что и неудивительно — подобные сатирического характера произведения тем и интересны, что захватывают типическое, «тренды» эпохи. А вот задавали эти самые тренды в том числе и шоу с группами вроде «T. Rex».

Нашему зрителю подобные представления интересны ещё и неизбежным сравнением со стилистикой отечественного телевидения того времени. Оно, конечно, представляется нам более чопорным по сравнению со сверкающей и переливающейся картинкой западного шоу, когда несколько шажков по сцене в «Песне года» — это уже было смело. Тогда подобные вещи если не потрясали прям до глубины души, но безусловно «ихняя» картинка часто выглядела эффектнее. Однако, спустя время, становится заметно, что превосходство — там где оно было — на копейки, весьма и весьма относительное. При том очевидно, что яркость тамошних шоу имела целью единственное — завлечь зрителя, принести рейтинги и тем доходы телекомпаниям. А вот содержание — это уж как получится. Часто его не было, а было кривляние обезьян, которое ныне превозносится как какая-то невообразимая свобода духа.

Но вместе с тем, при том при всём, в ходе самых разнообразных упражнений разного качества и толка, рождались какие-то приёмы, какие-то вещи, какие-то произведения, которые останутся «назиданием поучающимся» спустя и может быть века. Ну как пресловутые голландские натюрморты с едой, будучи поставлены на поток, становятся китчем и попсой, но один-два таких особенно мастерских и новаторских удивляют и даже восхищяют, становясь классикой, сотня же эпигонствующих образцов рядом уже больше напоминают витрину продуктового магазина.

Хотя, между прочим, ища, за что зацепиться взглядом, за хоть что-нибудь знакомое и родное, я таки нашёл. Обратите внимание на задник, на нарисованные вышки ЛЭП, какие-то то ли холмы, то ли горы и намёки на растительность — стиль напоминающий детские рисунки — что-то в таком духе о ту пору рисовали и у нас, очень так в струе конца 60-х — начала 70-х. Сейчас навскидку не вспомню именно лэпы — хотя элемент довольно характерный, но, как вообще, пример подобного оформления и «наивной» стилистики — клип «Последняя электричка» с Владимиром Макаровым 1968 года приходит в голову.

Подобные артефакты спустя почти полвека оставляют двойственное впечталение: с одной стороны движуха в кадре, пестрота, с другой — современному зрителю спецэффекты кажутся весьма примитивными и это ретро бросается в глаза.
Телевидение, заимствовав из кино идейно некоторые приёмы монтажа и трюков, очень долго, до появления компьютерной техники, сильно отставало от него в этом плане технически. Понятно, тогда не шло речи ни о каких 3D-эффектах, слоу-мо (в современном его понимании) и всём таком. Чего там, хотя знакогенераторы появились довольно давно, листочек бумаги с нарисованными словами весьма долго оставался типичным способом создания титров. Самый типичный (и наверное самый распространённый после фейдинга и по сю пору) приём — переходы и наложения с растворением, то есть когда сквозь одно изображение просвечивает другое. Видимо подобное микширование было аппратно наиболее просто реализуемым и использовалось иной раз просто до безобразия, зрители 70-х — начала 80-х наверное помнят в музыкальных клипах бесконечные затяжные переходы, когда эффект мог длиться десятками секунд, особенно любили композиции типа лицо певца крупным планом на фоне его же фигуры на общем плане с разных ракурсов или т.п. Само собой популярны были наложения типа коллажа из рисованной картинки на фоне живого видео и эффект «кадр в кадре» — особымм шиком было постепенное уменьшение или увеличение вставного кадра.

Начало 70-х характерно обширным проникновением цвета в телепроизводство и с этим было связано появление некоторых типично именно телевизионных эффектов. Понятно, что тут же начали играться с искажениями цветов — видео той поры пестрят дикими расцветками, которые ныне встречаются разве что в опытах начинающих фотошоперов. Видимо, это было тоже достаточно просто и доступно.

Но, судя по всему, в наибольший восторг тогда телевизионщиков привело появления хромакея (частный, всем известный случай — прогноз погоды, когда ведущего показывают на фоне карты, а реально он стоит перед синим экраном, наглядный пример см. в «Дне сурка»). В кино этот приём известен довольно давно, а на ТВ, насколько я понимаю, он появился как раз примерно в самом начале 70-х и его тут же начали втыкать где надо и не надо, во всю дурь.

С одной стороны тогда явно произошло появление новой аппаратуры и техническое перевооружение студий, которые могли позволить себе новинки, с другой — арсенал подобных средств был не особенно богат и уже к 80-м годам типичная видеокартинка становится довольно однообразной.

В данном клипе применены все доступные на тот момент подобные средства. По тем временам он смотрелся, наверное, довольно навороченно. Сейчас же это просто вызывает улыбку как как милое наивное ретро: скажем задник — это нарисованная и закреплённая на вращающемся барабане картинка. Вот просто вдуматься какой всё-таки переворот в мозгах произошёл с массовым распространением компьютеров, это ведь разные стили мышления: сейчас никому в голову не придёт в голову ставить перед камерой картинку и её снимать, если её можно нарисовать на компе. И мы сейчас имея дело с графикой, в большинстве своём пользуемся сгенерированными изображениями.

Но при этом замечу, что данный клип — это уже по сути целиком виртуальная сцена, созданная электронными средствами. Там нет обычных декораций, тот же задник — это не декорация в обычном смысле, а результат наложения, он, как и все прочие элементы, вырезаны, сложены вместе и смонтированны уже средствами телевизионной аппаратуры. Это отнюдь не первый и не единственный пример подобного продукта тех времён, но это уже то, что отличает наступление новой эпохи.

Ретро-то ретро, но вот смотря на всякие старые клипы, фильмы, приходит в голову, что нынешние навороты рано или поздно надоедят (да они уже надоели), и в поисках нового стиля и лаконичности — а скудость технических средств здорово стимулировала именно максимум выразительности при минимуме ухищрений — заставят ещё обратится ко всему подобному наследию. Да собственно уже пошла определённая мода на ретро. Впрочем, пожалуй, это явление циклическое — каждые следующие поколения открывают для себя, что предки-то кой-чего могли и умели и отстранившись от нынешних модных иллюзий, заслоняющих всё до полной невидности окружающего, обращаются к прежему опыту и переосмысляют его, в набивших некогда оскомину штампах находят какие-то точки развития, упущенные или невозможные ранее. Но мне чего-то думается, что нынешняя эпоха по зашоренности взгляда, по слепому преклонению перед любой чухнёй, лишь бы она имела ярлычок «современности» и самой наипервейшей свежести — и которая устаревает раньше, чем толком получит развитие, — а так же по практически демонстративному презрению ко всему былому, к прошлому, по яростному отрицанию смыслов как таковых, даст фору всем предыдущим эпохам. Лично у меня ностальгии по ней не будет.



Tags: Старые песни о старом, музыкальный клип, мысли вслух
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment