Top.Mail.Ru
Бузгалин о реформах и реформизме - Alex Dragon — ЖЖ
? ?
Alex Dragon
16.05.2020
21:38

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Бузгалин о реформах и реформизме

В продолжение темы, поднятой в в этом посте.


Вау! Теперь две недели не буду мыть руки — мою реплику на Ютубе заметил сам Бузгалин.

Реплика была такова (см. комменты):

Вот что мне непонятно, так это почему наша уважаемая красная телепрофессура (не только Бузгалин, это кажется общий тренд на красных каналах) столько своего и зрительского времени тратит на рассуждения о том, как должны были бы поступить правильно буржуазные правительства в той или иной ситуации? Типа как они себя должны вести в ситуации с коронавирусом, как поддерживать население и всё такое. Ну вы же прекрасно понимаете, что не будут они так поступать, что это совершенно бесполезная риторика, что не будет никаких действий в духе реформизма, ни мягкого, ни жёсткого, от слова совсем. А уж в странах периферии и полупериферии даже костей обглоданных не бросят, которые своим гражданам может быть подкинут в странах Запада. И то, надо подумать, за чей счёт западные правительства будут подкидывать своим гражданам объедки. Ну уж точно не за счёт капитала. Например Гитлер свою демагогию оплачивал войной — кредиты надо было отдавать. Так зачем вы без конца трепитесь про политику, которая невозможна в принципе? Уже ООН официально заявляют, что сколько-то сотен миллионов будут голодать — в дополнение к уже голодающим. Просторы бывшего СССР ждут нищета, голод и вероятно государственные перевороты. В виду таких перспектив вот не советы царю про англичан, которые ружья кирпичом не чистят, надо давать, а нечто иное обсуждать.

И вот неожиданно в стриме с ответами на вопросы (полную версию см. здесь) была ответная реакция:




Ну и мой комментарий уже к этой речи:

Спасибо Александру Владимировичу за ответы!

Честно говоря не ожидал, что будет упомянута моя скромная персона. Ну коли уж так случилось, то наверное нужно ответить.

Нет, я пока не готов встать в ряды революционеров — помимо энтузиазма, берясь за любой вид деятельности — не только революционную, а вообще, нужно соотносить свои желания и возможности, потянешь ли ты — даже чисто физически, по состоянию здоровья. Я лично в себе сейчас таких сил не вижу. Бросаться высокими словами про «готов жизнь отдать» — тем более не собираюсь, нас отучили от подобной трескотни ещё в советское время, когда на словах с октябрят учили быть героями, а по жизни воспитывали конформистов, повторяющих положенные ритуальные фразы без всякой подлинной ответственности за эти слова и веры в них — что совершенно обесценивало всякий пафос. Поэтому я предпочитаю не говорить высоких слов, а если случиться что-то сделать — сделаю, не случиться — так тому и быть.

Меня позабавило при этом перечисление от чего революционер должен отказаться, из этого перечня складывается забавный портрет той целевой аудитории, к которой вы обращаетесь — вы рисовали портрет типичного представителя «среднего класса по-отечественному» из крупного города. А у меня всего этого и так нет: ни богатой или даже просто обеспеченной жизни — она у меня и так бедная, ну может я сытее и богаче сотен миллионов жителей экваториальной и около Африки, но и только, личная жизнь не сложилась, на словах про «серьёзную возможность красиво отдыхать» я просто расхохотался, научной деятельности не было, нет и не предвидится. Хотя принимать участие в проектах имеющих и научное значение, причём сугубо на общественных началах, приходилось. Страхами столичных хипстеров меня не пронять. Но это так, к слову.

Мне кажется, произошло некоторое непонимание того, что чему я противопоставлял. Не «баррикады» — «просвещению» и «библиотекам». Как раз просветительская, ликбезовская деятельность безусловно важна, нужна, а сейчас, пожалуй что и единственно реально возможна. Но если говорить о тактике реформизма, то это уже не просвещение, это уже определённая заявка на политическую программу. А вот с этим, мне кажется — простите если вдруг эти слова покажутся обидными — опоздали лет так на восемьдесят, если не на сто — сто пятьдесят. Самое малое на пятьдесят. Простите, но вы прошлом веке остались. Об этом правильно было говорить при, допустим, жизни Маркса — когда движение переживало стадию становления как такового, это было актуально для левого движения в начале 20 века. Но после 17 года и всего последующего — это идти вперёд с глазами на затылке. Постепенное, последовательное, неспешное такое движение маленькими шажками — это то, чем занималась всё послевоенное время степенная, бюргерская, размеренная западная социал-демократия, когда в условиях экономического роста и стабильности, а так же маячившего где-то на горизонте Союза с его революционным и военным прошлым, вполне себе современными пушками и самолётами, можно было с обстоятельностью, солидностью, кофе-брейками и банкетами хорошего симпозиума заниматься «продвижением реформ». Наверное, слаще всего соцдемом было быть годике так где-нибудь в 75-м — сыто, спокойно, и всё было фундаментально, казалось на века, времени вагон.

А сейчас этого времени нет. Посмотрите на международную обстановку — уже многие в открытую говорят о грядущей мировой войне, о том что всё это очень напоминает канун 1914 года, прозрачно намекают на схожесть США с Британской империей, а Китая — с Германией. Какое место займут в этом раскладе страны СНГ — вопрос весьма любопытный. О глобальном кризисе капитализма не говорит только ленивый. Причём есть серьёзные подозрения, что этот кризис последний, а то что творится сейчас в виде «пандемии» — это цветочки и предвестники бури. И весьма вероятно, что какие-то серьёзные события развернутся уже в ближайшее время, если не буквально с сегодня на завтра, то в ближайшие несколько лет. Самые радикальные предположения, которые мне доводилось слышать, то что в РФ критическая политическая ситуация, которая положит конец существующему режиму, сложится уже в следующем году.

И я сильно подозреваю, что социальный взрыв произойдёт раньше, чем произойдёт сплочение под реформистскими лозунгами. И они моментально устареют, как вчерашняя газета. Ну, не знаю, это может оказаться как пожелания ограничений абсолютной монархии в 1917 году — несколько поздновато желать «дарования подлинной конституции», когда уже никакого монарха нет.

Да, это взрыв произойдёт в состоянии совершенной дезориентированности и раздробленности масс, совершенно зачаточном состоянии левого движения. А вот куда он может привести — большой вопрос. Если бы это было лет двадцать назад — можно было бы предполагать вариант типа «майдана», то есть смену политических физиономий при тех же по сути социально-экономических декорациях. А сейчас вполне возможно катастрофическое развитие ситуации и экономически, когда нынешние власти окажутся совершенно неспособны обеспечить функционирование государственной системы и на витальном уровне, то есть под вопрос встанут буквально системы жизнеобеспечения. Я вот много слышал в левой блогосфере рассуждения о том какие налоги и с кого надо брать, каких прав требовать. А вот задумывается ли кто, что будет с любым городом, если прекратится подвоз продуктов? А многие ли знают устройство городской канализации? Электро- и газовых коммуникаций? Сетей связи? Какие у них потребности, сколько и каких расходных материалов, оборудования и т.д. им необходимо? И т.п. вопросы. В ситуации социального кризиса встанут на первый план не абстрактные вопросы, а буквального выживания. В 1917 и далее годах большевики выигрывали и тем, что подобные вопросы решали или по крайней мере старались решать по мере возможности, и всячески эти возможности создавая — чего не делали прочие стороны гражданской войны, более занятые войной и набиванием карманов. Так вот если говорить о том, какие вопросы надо обсуждать, то именно эти — что делать в кризисной ситуации? Большевиков нет даже в том небольшом количестве, которое было накануне 17 года, нет вообще сколько-нибудь серьёзных левых сил, которых было тогда довольно много. Сказать «есть такая партия!» некому. Надеяться, что за несколько лет в ходе реформистской борьбы выкуются те силы, которые будут способны сделать дальнейшие шаги не приходится — социальная апатия и инерция слишком велика. Так из этого следует вывод, что не надо пытаться окучить всех — чем пытаются заниматься многие левые каналы, не надо этого маркетинга и рекламы, а надо собирать тех, кто уже к чему-то готов, хотя бы умственно, кто хотя бы УЖЕ дошёл и понимает что к чему. И если вести речь о программе, то о том, как их собрать — при этом понимая, что большинство ни в какие партии вступать не собираются, пока по крайней мере, а основной левый контингент — это то что называлось «сочувствующими». И вести речь о проблемах, грубо говоря, «кризисного управления». «Готовы ли красные собрать под своё крыло технических специалистов?» — вот например вопрос. «Есть ли у нас Кржижановские и Красины?» Есть ли у нас новый план ГОЭЛРО? И т.п.

И на данный момент дело даже не в самих этих вопросах, а то что они даже не ставятся на повестку. Требовать улучшения комфорта и обслуживания в каютах третьего класса конечно дело хорошее, но если пароход называется «Титаник», то несколько поздновато.

Tags: , , ,

(18 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:smtativ
Date:16.05.2020 19:02
(Link)
Like
[User Picture]
From:golden_lena
Date:16.05.2020 19:22
(Link)
Like
[User Picture]
From:voencomuezd
Date:16.05.2020 19:36
(Link)
Like
[User Picture]
From:otschelnik163
Date:16.05.2020 19:53
(Link)
Like
[User Picture]
From:nomorephoto
Date:16.05.2020 21:39
(Link)
Like
From:l_rs87
Date:17.05.2020 01:12
(Link)
Like
[User Picture]
From:new_vodokachkin
Date:17.05.2020 02:45
(Link)
Хех, я не так уж давно ставил эти вопросы. Вы, Алекс, наверняка помните, чем кончилась даже попытка их предложить к обсуждению (вы были одним из немногих, кто говорил по делу)...
From:(Anonymous)
Date:17.05.2020 05:52
(Link)
Это второй в сегодняшней френдленте пост радующегося тому, что его заметил кто-то важный.
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:17.05.2020 11:41
(Link)
Откуда у анонимуса френдлента?
[User Picture]
From:romdorn
Date:19.05.2020 18:20
(Link)
Да, про анонимуса смешно)).

А Вы и на Ютубе взяли имя из Ефремова: Темное пламя?))
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:19.05.2020 19:53
(Link)
Ага. Было дело. Нужно было как-то назвать ящик, и при том что б самому название не забыть. :)
[User Picture]
From:arzarra
Date:18.05.2020 11:06
(Link)
Люди пока абсолютно не верят в возможность такого сценария. До них ещё даже неизбежность тяжелейшего кризиса как такового не дошла. Поэтому "алармистов" никто не хочет слушать.
Нужно попытаться заранее привлечь людей другой повесткой, пусть даже невыполнимой, но способствующей пробуждению сочувствующих левым россиян. Невозможно взять левых активистов из ничего. Нужна пришедшая хоть в какое-то умственное движение широкая левая среда, а не ритуальные пропагандисты и фейковые партийцы.
На это есть несколько месяцев.
Среди простого народа шанс на _массовое_ пробуждение интереса имеет лишь единственная реалистичная повестка - БОД/ренты. Удастся или нет сейчас его ввести не принципиально. Но проблема в том, что многие "товарищи" при одном только упоминании БОД встают в боевую стойку идейного борца с "тунеядством".


Edited at 2020-05-18 11:07 (UTC)
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:18.05.2020 12:47
(Link)
Эту идею я знаю — мол, давайте выдвинем то, что хотя бы люди реально готовы уже сейчас поддержать. Это фактически в приведённом отрывке говорит сам Бузгалин, примерно в этом же духе рассуждает Двуреченский.

Но я как-то не уверен, что сейчас есть такие хоть какие-то проекты, за которые найдётся значительное число тех, кто готов вписаться уже сейчас — какими бы простыми они ни были. А вот те реформистские идеи, которые кажутся вроде бы достижимыми и посильными — на самом деле они-то как раз и невыполнимы и недостижимы принципиально, потому что для их реализации требуются общественные условия существенно более другие, нежели существующие.
[User Picture]
From:project_future
Date:19.05.2020 04:26
(Link)
Бузгалин в этом отрезке опровергает сам себя. С одной стороны, понимает что реформы возможны только если есть действительно сильное левое движение, весомую часть которого составляют коммунисты-революционеры - только тогда буржуи де пойдут на уступки. Что разумно. И тут же говорит что сейчас никто не готов по серьезному бороться, а следовательно - не будем и браться, вместо этого будем сразу предлагать реформистские программы разнообразным левоватым организациям.
Если привести его речь к более прямой форме, то получается: я знаю что предлагаемое мною невозможно, но делать чтобы оно стало возможным мне страшно (отдыхать хочу ездить, в достатке жить), а значит - я буду делать вид что что-то делаю.

Особо отвратительно звучит его вопрос про готовность к 8-12 часам рабочего времени на благо революции ценою жизни в нищете, когда огромная часть людей в бСССР и так работает столько же а иногда и больше, и уже живет в нищете. И точно так же, как и профессиональный революционер, не имеет никаких гарантий что даже этот мизерный доход не прекратится неожиданным образом по независящим от работника обстоятельствам. Заметно, что бугалины и прочие подобного рода "мыслители" совсем утратили связь с реальностью, комфортно устроившись в пределах МКАД.
Не менее отвратительным выглядит и попытка подмазаться к классикам, низведя их до своего уровня. Революция у них начинается в библиотеках - начинаться-то она начинается. Но если чуть-чуть деталей вспомнить, то Маркс, в отличии от бузгалиных, имея семью действительно был революционером. И сознательно жервтвовал ее благополучием ради дела революции, которое было опасным. Было у него и осознание этой опасности, и он не заявлял горделиво что обычно не отвечает людям скрытым за никнеймами, а напротив - сам настаивал на строгой конспирации участников движения, зная что делается все по настоящему и отвечать надо будет по настоящему. И все это было не ради соглашательских реформ которым, никогда не суждено сбыться.
Что там с нищетой у Энгельса было? А у Ленина? Он ведь прекрасно знает, что большая часть большевиков жила на самообеспечении, и жила в приемлемых по тем временам условиях. Может и не богато, но никак не в тотальной нищете.
Он преднамеренно коверкает историю, дабы обелить свое бездействие перед такими же конформными обывателями - "вы готовы пожертвовать поездкой в Турцию и новым автомобилем? Нет, вот и не надо тут мне радикализм говорить! Революция это хорошо, но All-Inclusive нам все-таки ближе!"
[User Picture]
From:romdorn
Date:19.05.2020 18:22
(Link)
Так подождем сбычи прогнозов алармистов. Куда спешить? Помешать тому или иному развитию событий частные лица не в силах в любом случае.
[User Picture]
From:mskolov
Date:30.05.2020 18:19
(Link)
Ад.jpg
[User Picture]
From:romdorn
Date:01.06.2020 05:14
(Link)
Думаете, именно этот график помешает развитию событий?))
[User Picture]
From:mskolov
Date:01.06.2020 06:24
(Link)
Нет, он просто ясно показывает даже, в какие сроки ожидать. (Правда, для этого ещё, наверное, надо иметь представление о том, чем грозит повышение; а также почему оно будет продолжаться; за всем этим к МГЭИК, пожалуйста).
Мой сайт Разработано LiveJournal.com