Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Пасхальное

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.


А. С. Пушкин



Сегодня лента разделится по крайней мере на три категории: поздравляющих с Пасхой и Воскресением Христовым, разоблачающих религиозное мракобесие, присягая на верность атеизму, и демонстративно её не замечающих. Что сказать по этому поводу? Хочется встать на особицу.

Человеческое сознание формировалось многие сотни тысяч лет, а если брать от первых представителей рода Homo — то и вовсе миллионы. Хотя не будет ошибкой и сказать, что человеческий разум — это итог всей эволюции жизни на Земле, и тогда вполне можно сказать, что начался он собственно вместе с жизнью, когда живое вещество начало реагировать на изменения внешней среды. Путь этот был почти бесконечно долог, даже до появления самой примитивной нервной системы прошли миллиарды лет. И ещё сотни миллионов до появления структур, в которых стали возможны не просто смутные ощущения и эмоции, а связная мысль. Путь которой был весьма извилист и сложен — у наших предков не было опыта познания и приборов, кроме их собственной жизни в дикой природе, их органов чувств и их рук, и они собственно этот опыт тысячами поколений и приобретали, были первопроходцами в этом невиданном, неслыханном, неведомом деле — мыслить. Учителей, которые бы научили «как надо», сделали бы разбор домашней работы и помогли бы переписать черновик не было — жизнь жилась на чистовик, сразу и набело, несмотря на все ошибки и заблуждения, со всеми помарками и пятнами, в том числе кровавыми. Но если бы не было этих пятен и ошибок — не было бы и опыта. Это та страшная цена, которую разум платит за своё существование. За само право быть — в отличие от не-жизни, в отличие от неживого вещества природы, в отличие от неспособных мыслить живых существ.

Наверное самым большим открытием, самым большим восторгом — и в то же время самым большим шоком — было появление самосознания, аналитическая способность разума вычленять из непрерывности отдельные объекты неизбежно была обращена человеком на самого себя, и открыть самого себя — как один из множества таких объектов, и в то же время субъект — было очень неожиданно, странно и даже страшно. По-большому счёту мы по сю пору не очень-то понимаем что с этим делать — с «я есть!» И процесс этого осознания был весьма долгим и непростым. Первично это конечно не была ещё даже мысль как таковая, а скорее эмоциональная реакция, восторг радости бытия, возникающий из контраста между ощущением живого и всего остального. Чему, надо думать, способствовала трудовая деятельность, которая, как сказал классик, и создала человека: вот чего-то не было, не существовало, а вот оно появилось — каменное рубило, огонь, копьё и далее со всеми остановками, и появилось из рук. Чьих рук? И произошла забавная штука: из опыта этой трудовой деятельности человек сделал довольно как казалось логичный вывод (хотя и понятия ещё не имел ни о логике, ни о выводах): значит всё окружающее тоже кто-то создал. В соединении с тем первичным восторгом существования это в конечном итоге дало то, что называется религиозным мировоззрением.

Причём нам, имеющим дело с весьма отдалёнными последствиями его появления, уже сложно представить и понять, что оно ведь было основано целиком, как ни парадоксально, на практическом опыте, однако опыте цельном, не отделяющим явления внешнего и внутреннего мира, бытие непосредственно физическое от опосредованного психикой и только с течением времени, через многие этапы приходящего к таковому разделению — однако, мы уже знаем, что даже самый вполне объективный опыт сам по себе ещё не является залогом правильности его интерпретации. И так же нам сложно представить, насколько тотально было это мировоззрение. Это мы делим: вот богу — богово, а кесарю — кесарево, это вот дела мирские, а это религиозные. А для предков абсолютно любые вещи, явления, действия были включены целиком и полностью в контекст их мифа, матрицы представлений о жизни. Как для нас, скажем, реален закон всемирного тяготения или шарообразность Земли, так и для них были реальны их представления. Конечно, мы когда, допустим, едим, не задумываемся о том какую силу в ньютонах мы прикладываем к ложке, точно так же вряд ли кто-то из предков, грызя кость, особо задумывался о связи этого акта со своей картиной мира — хотя, надо сказать, что ритуал приёма пищи вполне мог быть неким сакральным действием, требующим соблюдения определённых правил, ещё недавно еда без благодарственной молитвы была настолько же неестественна, как для нас не помыть перед обедом руки, а много где это и сейчас непредставимо. Нам сложно представить, что когда-то для кого-то какой-нибудь дух предка или Зевс были столь же реальны, как для нас бабушка, живущая в другом городе.

И соответственно, весь жизненный опыт, все явления, всё окружающее воспринимаось и осмыслялось через призму такого мировоззрения, каковое осмысление неразрывно и причудливо содержало в себе и выстраданную веками истину, и самые фантастические представления. Поэтому когда мы говорим, что религия — это ошибки, заблуждения и суеверия, нужно чётко себе представлять, что же именно там было ошибками и заблуждениями, подобно хирургу с пинцетом осторожно разворачивая свёрнутый в единый комок полотно тех мыслей и представлений, иначе, будучи неаккуратными и действуя подобно мяснику топором, мы рискуем выбросить за борт практически всю историю мысли, ведь предшествующий опыт человечества, доставшийся ему неимоверной, неизмеримой ценой бесчисленных жертв. Однако же, мы должны быть и столь же решительны, как хирург, иссекающий отмершие и заражающие продуктами разложения организм ткани. Будущее за теми, кто способен быть таким лезвием, теми, кто способен пройти по острию, не сваливаясь в бездумные крайности.

А по случаю, в завершение этого послания, поставлю песню в исполнении музыканта, собирателя, хранителя и продолжателя фольклорной песенной традиции Сергея Старостина и дуэта «Жили-были», в альбомах скромно называемую «Обрядовой». На самом деле это волочёбная песня. Была такая пасхальная традиция в старину: мужики и парни (волочебники) ходили ватагой по деревне и пели под окнами, за это хозяева их угощали и одаривали подарками, в общем это аналог рождественского колядования, со своими особенностями. Но я бы хотел, чтобы слушая эту праздничную весеннюю песню, вы вспомнили про тот восторг самосознания бытия, о котором писал выше.



Tags: жизнеутверждающее, музыкальный клип, мысли вслух
Subscribe

  • (no subject)

    Увидел в традиционной очередной подборке политических хохм и анекдотов у Майсуряна: Новость: Государственный Эрмитаж получил жалобу из официальных…

  • (no subject)

    «Они воспринимают как пряник отсутствие удара кнутом». Услышал случайно, Соловьёв что ли в каком-то своём шоу сказанул. Контекст не знаю, но само…

  • (no subject)

    Последние посты (  1 ,  2 ) Анлазза, в которых он «анализирует» анекдотическую фотку с Зеленским на фоне какого-то то ли шалаша, то ли сарая, то ли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments