Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Wheels Across Africa / На колёсах через Африку (1936)

Друзья!

Сегодня я хочу представить документальный фильм Арманда Дениса (1896 — 1971), снятого во время автопробега по Африке более 80 лет назад.



Арманд Денис сейчас и вообще позабыт, русскоязычному же зрителю практически неизвестен, а в своё время это был довольно знаменитый путешественник, кинодокументалист, совершивший ряд совершенно уникальных экспедиций. Он и сам по себе был личностью примечательной, а любителям творчества Ивана Ефремова интересен особенно, потому что именно его экспедицией был снят знаменитый обряд «поцелуя змея», который упоминался в «Таис Афинской». Но мало того — удивительны переплетения людских судеб! — Иван Антонович был лично знаком со второй женой Дениса Микаэлой, она приезжала в Москву, была в гостях у Ефремовых, они довольно долго переписывались. Чета Денисов связала свою судьбу с Африкой, прожив в Найроби всю оставшуюся жизнь.

Экспедиция была организована при поддержке тогдашнего бельгийского правительства и подразделения «Додж» корпорации «Крайслер», которая предоставила в рекламных целях свои автомобили и проходила в 1935 году, фильм выпущен в 1936 (хотя на этот счёт есть определённые сомнения, потому что судя по всему материалы неоднократно перемонтировались в последующие годы и лента существовала в разных редакциях). Надо сказать, что для любителей техники этот фильм тоже интересен, потому что и сейчас пройти самоходом от Антверпена до африканского берега Индийского океана — мероприятие нешуточное. А тогда — тем более. Но главное, конечно, это уникальные съёмки в дебрях Африки, сейчас тем более интересные, что они имеют и историческое значение. Напомню, что это были ещё колониальные времена, когда континент был поделен между европейскими державами, а печально известный Конго тогда назывался Бельгийским — по которому проходила существенная часть маршрута.

Остаётся только восхищаться такому подвигу — помимо припасов переть на себе кино и звукозаписывающую аппаратуру — с её-то тогдашними характеристиками и габаритами — это само по себе труднейшее дело. А уж условия маршрута — достаточно посмотреть сцены в Сахаре. Кто читал «Дорогу ветров» и видел фильм о 3-й Монгольской экспедиции поймёт, что рыбак рыбака видит издалека — все те сложности, которые испытывали в Гоби, команда Дениса на себе испытала в Сахаре.

Несколько слов о релизе. Он оказался довольно уникальным и многострадальным. Уникальным потому что это, кажется, вообще первый русский перевод целиком какого-либо из фильмов Дениса. К сожалению, только субтитры — профессиональных дикторов озвучки у нас не нашлось, но зато мы можем слышать за кадром голос самого Дениса — во всяком случае так следует из описания фильма. Работы по переводу начались ещё в 2009 году, однако наша переводчица-волонтёр с ноогеновского форума, известная мне под псевдонимом K.V., куда-то пропала и проект повис в воздухе. Затем всё-таки он был возобновлён и оставшуюся бОльшую часть перевода выполнила Любитель — за что огромная ей благодарность, её помощь просто неоценима. Надо заметить, что текст снимался на слух — это огромная и тяжёлая работа. Редакцию текста осуществила Ольга Ерёмина. Ну а технической частью — монтажом материалов и субтитров занималcя ваш покорный слуга.

Работа над переводом была закончена в 2016 году и тогда же был ограниченный показ отрывков из фильма на мероприятиях. Однако — вот тут и начинается настоящая многострадальность — поскольку исходник был весьма посредственного качества, мне пришло в голову его хоть как-то улучшить. Основной его проблемой является часто низкая контрастность, местами завалы по яркости вплоть до неразличимости, в общем смотреть его весьма затруднительно. Кроме того, в интернет-архиве он лежит в виде четырёх отдельных частей, с разными параметрами файлов, к тому же ещё и порезанные таким образом, что части пересекаются и просто механически соединить их невозможно. Автоматической коррекции подобный материал не поддаётся, во всяком случае я не знаю такой софт, который мог бы по-умному обработать такое количество сцен с такими перепадами между собой, а кроме того корректно обрабатывать фейдинги между сценами. Пришлось всё это делать практически вручную довольно извращённым способом. По проблемным сценам собиралась статистика по уровням яркости, затем в математических пакетах производилось сглаживание и скорректированные данные скармливалось обратно. В теории звучит довольно просто. Однако, я был слишком большим оптимистом. В любом фильме тысячи склеек. За время работы я понял, какой адский труд у монтажёров, особенно в те времена, когда была киноплёнка и она вполне буквально склеивалась клеем. Но у меня она была тоже не сахарной — сотни файлов статистики, тысячи копипаст кода, при этом практически каждый участок требует индивидуального подхода. Плюс ограничения матсофта — он просто не умеет обрабатывать, емнип, больше где-то 64k точек. При этом, в зависимости от характера материала обрабатывалось от нескольких десятков до нескольких тысяч в удачном случае кадров. Короче, я в этом увяз. Работа предельно монотонная и через какое-то время я просто бросал. Из-за чего это затянулось от пары неделек до нескольких лет, учитывая продолжительные перерывы. И, надо сказать, что до конца эту работу я так и не довёл — обработано где-то 73% общего хронометража. Правда, самые проблемные места всё-таки устранены. Но учитывая, что процесс я и так затянул до невозможности — и тем крайне виноват перед друзьями, соратниками и аудиторией, а сейчас ещё и события в мире полетели по весьма непростой траектории, то мне представилось, что этак можно и вообще не успеть, а то и не не дожить до релиза. Посему лучше уже представить что-то, чем ничего. Может быть кто-нибудь когда-нибудь взойдёт на эту гору вновь и до самой вершины. Может быть и я сам когда-нибудь её одолею. А пока пусть будет то что есть и я надеюсь, что просмотр этой ленты помимо всего скрасит пребывание в нынешнем карантине.

В мечтах у меня тлеет угольком мысль, что вот бы если бы у меня был профессиональный фильм-сканер, соответствующий софт, помощники и пинатели, доступ в киноархивы, я бы попытался реально полноценно отреставрировать хотя бы два фильма — это «Кино-отчёт о 3-й монгольской экспедиции» и вот эту картину Дениса. А саундтрек к «Отчёту» я бы попросил написать «Alloy Orchestra». Но, судя по всему, это не при буржуйской власти — ей история и память не нужна.


P.S. Если заметите какие-то ляпы — рассинхрон, налезания одних титров на другие и т.п. — сообщите.

P.P.S. Сравнение «до и после» — самые наглядные отрывки.



Tags: Арманд Денис, Иван Ефремов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments