По просьбам радиослушателей:
«Жду, когда разместишь «Скованных одной цепью» — главный гимн антисоветчиков конца 80-х». Выполняем вашу просьбу:
Правда, на вопрос «а что же тут собственно специфически антисоветского?», слушатели ответить как-то затрудняются. С моей точки зрения, песня довольно унылая, пафос действительно весьма протухший — дорога ложка к обеду, а затёрто до дыр это было ещё тогда, тридцать лет назад, но тем не менее, если посмотрим текст, он не содержит никакой конкретной идейной политической позиции и прекрасно ложится, например, на нынешнюю эпоху, и даже гораздо лучше, чем тогда.
Дело я так думаю в том, что т.н. «русский рок» отражал и действительно существовавшие общественные проблемы, в том числе и отрицательные стороны жизни советского общества, и пенять на него за это — пенять на зеркало. Однако официозный ритуальный марксизм настолько тогда уже всем надоел, что молодому тогда поколению в голову и не приходило пытаться применять для анализа окружающей действительности аппарат реального марксизма — оно про него просто ничего не знало, и откуда бы знать, когда некогда живое движение давно уже окаменело, превратилось в государственный аппарат, а его идейная основа перестала быть научной теорией, а стала идеологией, смысл которой был единственно в освящении права на власть задниц, сидевших в креслах? Демонстративная аполитичность и внеидеологичность (как им самим казалось) творческой самодеятельности в таких условиях — вполне естественная реакция. Но это значит, что сами тексты в таких случаях не концентрируются на каких-то конкретных моментах — собственно, для искусства это вообще моветон, а пытаются смотреть как бы с горы, с позиции вечности и обобщения — с разной степенью талантливости и удачности воплощения. Что в общем и правильно, потому что когда искусство начинает говорить лозунгами с растяжек и транспарантов — оно тут же становится унылым говном, то что на растяжках — это хорошо для газет и плакатов, а не для песен.
И, замечу, это ещё и говорит о том, что СССР не был землёй обетованной и раем на земле, а имевшиеся в нём проблемы были проблемами, общими для всего классового общества, по крайней мере часть из них.