Top.Mail.Ru
Наутилус-Помпилиус — Скованные одной цепью - Alex Dragon — ЖЖ
? ?
Alex Dragon
03.04.2020
19:59

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Наутилус-Помпилиус — Скованные одной цепью

По просьбам радиослушателей:

«Жду, когда разместишь «Скованных одной цепью» — главный гимн антисоветчиков конца 80-х»
. Выполняем вашу просьбу:



Правда, на вопрос «а что же тут собственно специфически антисоветского?», слушатели ответить как-то затрудняются. С моей точки зрения, песня довольно унылая, пафос действительно весьма протухший — дорога ложка к обеду, а затёрто до дыр это было ещё тогда, тридцать лет назад, но тем не менее, если посмотрим текст, он не содержит никакой конкретной идейной политической позиции и прекрасно ложится, например, на нынешнюю эпоху, и даже гораздо лучше, чем тогда.

Дело я так думаю в том, что т.н. «русский рок» отражал и действительно существовавшие общественные проблемы, в том числе и отрицательные стороны жизни советского общества, и пенять на него за это — пенять на зеркало. Однако официозный ритуальный марксизм настолько тогда уже всем надоел, что молодому тогда поколению в голову и не приходило пытаться применять для анализа окружающей действительности аппарат реального марксизма — оно про него просто ничего не знало, и откуда бы знать, когда некогда живое движение давно уже окаменело, превратилось в государственный аппарат, а его идейная основа перестала быть научной теорией, а стала идеологией, смысл которой был единственно в освящении права на власть задниц, сидевших в креслах? Демонстративная аполитичность и внеидеологичность (как им самим казалось) творческой самодеятельности в таких условиях — вполне естественная реакция. Но это значит, что сами тексты в таких случаях не концентрируются на каких-то конкретных моментах — собственно, для искусства это вообще моветон, а пытаются смотреть как бы с горы, с позиции вечности и обобщения — с разной степенью талантливости и удачности воплощения. Что в общем и правильно, потому что когда искусство начинает говорить лозунгами с растяжек и транспарантов — оно тут же становится унылым говном, то что на растяжках — это хорошо для газет и плакатов, а не для песен.

И, замечу, это ещё и говорит о том, что СССР не был землёй обетованной и раем на земле, а имевшиеся в нём проблемы были проблемами, общими для всего классового общества, по крайней мере часть из них.

Tags: ,

(61 комментарий | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:lj_frank_bot
Date:03.04.2020 17:00
(Link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Лытдыбр, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
[User Picture]
From:voencomuezd
Date:03.04.2020 18:25
(Link)
Лучшая песня Наутилусов.
[User Picture]
From:mnemenov
Date:03.04.2020 19:02
(Link)
35 лет назад эта песня была антисоветской. Яснее, в те времена, сказать было нельзя.

"И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те, кто придет за тобой."

"Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,
Быть скованными одной цепью,"
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:03.04.2020 19:24
(Link)
Ну видите как: дрочунам на журнал «Огонёк» образца 88 года казалось, что они познали тайные смыслы междустрочий и понимающе перемигивались друг с другом, а оказалось что ни фига подобного: скованы одной цепью отнюдь не только в «совке» — и даже более, чем в «совке», негодяев в кабинетах ещё больше и гораздо хуже, чем в «совке», и прийти за тобой могут куда как проще и легче.

Edited at 2020-04-03 19:27 (UTC)
[User Picture]
From:smertnyy
Date:03.04.2020 23:01
(Link)
У Наутилуса все песни депрессивные. Достоевщина. Тем и цепляет.
[User Picture]
From:Алексей Киреев
Date:04.04.2020 01:19
(Link)
Ничего специфически антисоветского в песне действительно нету. Прямо и иносказательно перечислены разные проблемы того общества, большинство из которых и сейчас актуальны. Неудивительно, что антисоветчики подняли такую песню на щит - вроде как сейчас воровская власть присваивает себе советские заслуги, или воровская же "оппозиция" старается представить в свою пользу любое действие, событие и даже отсутствие событий. Если бы в то время было более-менее массовое движение за реальный социализм, то и эти социалисты могли бы считать песню "своей". Правда, революционного задора в ней ноль целых, шиш десятых, не мотивирует она правильный порядок наводить здесь и сейчас. Не то что "Священная война" или там "Рабочая Марсельеза".
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:04.04.2020 09:37
(Link)
Согласен.
[User Picture]
From:three_l1
Date:04.04.2020 03:10
(Link)
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,
Быть скованными одной цепью

Прямое описание перестройки и последующего. Теперь не скованы и не похожи.

А здесь мерилом работы считают усталость - краткое изложение всего идиотизма социалистической экономики по Марксу.
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:04.04.2020 09:33
(Link)
> Теперь не скованы и не похожи.

Серьёзно? А вы текст внимательнее послушайте, вы цитату вырвали из контекста:

Здесь нет негодяев
В кабинетах из кожи

и только следующими строками

Здесь первые на последних похожи

То есть речь идёт о тех, кто в кабинетах не сидит. А те кто не сидят — что, серьёзно, не похожи? Ой ли, они-то лапу сосут.

> Здесь мерилом работы считают усталость

Да нет, милый мой, это прямо про капитализм: пиздячь-непиздячь, а ничего кроме усталости не получишь, трудами праведными не наживёшь палаты каменные. Что говорят ваши идейные коллеги работникам? Что вы пиздячите мало, мол японцы и корейцы так хорошо живут, потому что пиздячат до упаду, пока скорая не увезёт — вы так же должны. Не, родной, свистишь — это именно здесь и сейчас мерило работы — усталость.





(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:new_vodokachkin
Date:04.04.2020 06:10
(Link)
Степанов Виталий, вы совсем идиот или просто придуриваетесь?

// это про советскую уравниловку//
- вы хотите сказать, что сталевар в горячем цехе получал столько же, сколько какой-нибудь бухгалтер? В таком случае, ваши представления даже не мифологичны, а просто сказочны.
From:vadim_brilliant
Date:04.04.2020 09:41
(Link)
"Никто не старался. У меня был знакомый, химик, который в институте удивился на семинаре, что в Харькове преподавание ведется на русском языке. Его едва-едва не посадили за украинский национализм. Из института точно бы выгнали. Спасло то, что он еврей. Представить себе украинского националиста, еврея в те времена кгб не могло.
Вам все-таки сколько лет, просто интересно сколько вы прожили в СССР до 1985 года.
" - пишет Мнеменчик.

Да-да. Контора Глубокого Бурения знала всё про всех, и не догадывалась, что среди евреев-диссидентов выше крыши таких, кто готов быть на стороне самых последних антисемитов, лишь бы те были против СССР. Ай да Мнеменчик! Ай да сукин сын!

Edited at 2020-04-04 09:42 (UTC)
From:vadim_brilliant
Date:04.04.2020 09:53
(Link)
потому что когда искусство начинает говорить лозунгами с растяжек и транспарантов — оно тут же становится унылым говном, то что на растяжках — это хорошо для газет и плакатов, а не для песен.

При всём при том, что в СССР с агитацией действительно перегнули, но искусство без идеи - оказывается говном ещё большей степени унылости, там получается сплошное "пролюбофф", что и видим. Хотя и тут идея - та самая "любофф". Искусство - это вид человеческой речи, а речь - она всегда о чём-то, это какие-то сигналы, посылаемые собеседнику. Вот, древнее и средневековое искусство - о чём было? В основном, или о религии, или о прославлении светских властей. Или развлекалово - всякие там кабриолеты и габоты. Искусство Реннесанса - это или опять же, или религия, мадонны там всякие, или портреты разных там графов и графинь.

Ну а в СССР - да, было "общее дело", благополучие каждого зависело от успеха этого общего дела, а успех его зависел от участия в нём каждого. Потому и творческим людям надо было в нём участвовать - вдохновляя людей на это вот общее дело. Кому это не нравится, хочет быть "свободным художником", творить чисто "по велению души", не особо думая о душах других - ну так пардон муа, но почему тогда общество должно такого содержать?

А русский рок (с которым знакомлюсь только сейчас, тогда я о нём и не знал, а с его средой дела не имел, да и там, где я рос, молодых больше выпивка интересовала, чем эти лабухи), он разный. Есть там позитивные вещи - например, песня "Дом, у которого солнце встаёт", которая в разы лучше американского оригинала, в оригинале про лос-анджелесский притон, а тут про поиск счастья. Да и у Макароныча хорошие песни были. Но в основном - это были песни страдавших депрессией, такие в любом обществе будут. И я не думаю, что их популярность была так уж высока.

Edited at 2020-04-04 10:02 (UTC)
[User Picture]
From:alex_dragon
Date:04.04.2020 10:40
(Link)
Если про начало-середину 80-х говорить сложно, то в конце реально из каждого утюга было. Конечно, многое зависело от социального окружения. Как с моей точки зрения, тогда вариантов особо и не было на самом деле, в том смысле, что если ты не гопник и по младости ногтей не конформист ещё, а значит не шибко склонен к официозу — то попадание в те или иные неформальные круги было просто предопределено. А в конце 80-х для этого просто надо было читать «Комсомолку» и прочую молодёжную прессу, включая «Костёр» и «Пионер» — ты сами группы мог не слышать, но о как таковом существовании знал. Я вот тоже многие имена, которые тогда в газетах и журналах, часто походя, вычитывал, услышал в смысле музыки только потом.

Но как ты мог не заметить, допустим, «Кино» или «Наутилус» — это я не знаю. Можно было не подозревать о том же «Крематории», понятия не иметь кто такой Майк Науменко или какие-нибудь «Звуки Му», но вот был ряд групп, которые были вообще всем известны и буквально из каждого утюга.

Ну и замечу, что «русский рок» обычно начинался с западного рока — кто-то где-то у кого-то услышал тех же «Битлз», начиналось — а что это было, а как это? Завязывались какие-то связи, народ обычно ещё что-нибудь слушал, начинали меняться записями, пластинками и всё такое, а рано или поздно кто-то приходил к идее «а давайте сами играть». Начиналась тусня по сейшнам и репетиционным точкам, ну и так вот народ тёрся друг с другом, и там возникали в конце-концов свои имена.
[User Picture]
From:captainmisson
Date:05.04.2020 19:15
(Link)
Ну как? Объяснили тебе антисоветчики сермяжный смысл своего гимна?))
Мой сайт Разработано LiveJournal.com