Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

Яжемать её робота апгрейд!

Просмотрел наконец последний фильм из списка dubikvit'а — «Я — мать», перед ним и бонусом упомянутую у него в комментах картину позапрошлогоднего сезона — «Апргрейд». Ээээ… Вот жалею, что пальцы так быстро не печатают, как проносятся мысли в мозгу. Хотя тут больше не мысли, а эмоции, весьма противоречивые. С одной стороны я в некоторой прострации, с другой — хочется стукнуть кулаком по столу, поиздавать междометия, поматериться и ляпнуть что-нибудь умное одновременно.

Из четырёх виденных за эти пару дней фильмов два антуражем имеют постапок, один — апокалипсец намечающийся и ещё один с будущим маловдохновляющим. Из них два самых талантливых и штырящих — про проделки искусственного интеллекта и по сути про бунт машин. Штырят тоже специфически — обычными ужастиками меня хрен возьмёшь, я их и не смотрю — скучно и глупо, а тут сидел в напряжении почти не расслабляясь. Главное впечатление, впрочем не от эмоций по поводу действа, а от мыслей вокруг, по поводу того, что есть эти фильмы в историческом так сказать контексте.

После «Апгрейда» мне реально стало жутковато, «Яжемать» к этому только добавила. И жутковато от того, насколько всё-таки мрачное видение будущего у «творцов» и какой узкий круг тем они поднимают. Нет, про это языки уже стёрли, и я сам писал не раз на эту тему, и про идейную импотентность, и про то что в этом явно прорывается страх перед будущим, безнадёга. Единственно что я не очень могу понять: это у самих творцов в мозгах предчувствие краха и депрессняк от надвигающегося пиздеца или они просто тонко ловят страхи публики, или то и другое? Но, в общем-то, депрессивный фон в западной фантастике и искусстве вообще — это даже не вчера замечено, это тянется десятилетиями, ещё до моего рождения — вон когда ещё Стругацкие в «Понедельнике…» прикалывались по поводу воображаемого будущего по ту и эту сторону железной стены. Но тогда хотя бы оно как-то разбавлялось чем-то другим, жило в своей нише, было как-то устаканено, было скорее этаким перчиком, острой приправой. А сейчас такое впечатление что другого просто нет. Та «Алита» на этом фоне просто-таки жизнеутверждающая и оптимистичная лента. Если ещё позавчера я мог сказать, что таких фильмов просто много, то сегодня представляется, что вообще куда пальцем на угад не ткни — попадёшь в это. И жуть уже берёт именно от осознания масштаба явления, а не самого его факта.

И при том ведь нет объективных причин для такого накала страха и депрессняка — те, кто это снимают, как сыр в масле катаются по сравнению с ужасом повседневной жизни миллиардов людей, у них и так всё хорошо, а на этом фоне и подавно. Меня вот абсолютно не беспокоит апокалипсец, меня моё личное будущее пугает и угнетает, я не знаю что завтра со мной будет, как я буду выкручиваться. Но они-то грезят явно глобальным пиздецом, никак не меньше. Или это эгоцентризм и эгоизм обывателя растягивается на всю Вселенную, который личный страх и личный крах полагает всемирной катастрофой? И ведь на это работают не только какие-то подёнщики, а вот, как показали просмотры, и люди вполне талантливые, умеющие и желающие делать. Меня это вводит в ступор — хули вам мало? Неужели всё дело только в заказчиках и продюсерах, которые требуют только такого и видят возможность снять сливки только со страха и именно такого страха? Не понимаю. Тут уже, кажется, даже соображения чистой коммерции не работают.

Я ещё понимаю страх ядерной войны, экологической катастрофы или там на худой конец, что метеорит ёбнет — это то что в принципе может случится, особенно что касается природной стихии — мы и с обычной погодой управляться не умеем, что говорить про погоду космическую. Но луддизм этот доморощенный — откуда? Вот у людей других проблем нету, других поводов для страха, кроме как бунт машин? Всерьёз в это кто-то верит что ли? И в таких масштабах — миллионы зрителей же. Мне казалось, что тема пережёвана была до полного растворения опять таки до моего рождения ещё, «Терминатор» её окончательно закрыл, а после «Матрицы» так и вообще говорить просто не о чем. Но этот труп без конца гальванизируют, причём не без успеха, несмотря на всю оскомину и тошноту. Или может я туп, а это просто некие такие метафоры и поводы для очередных размышлений по поводу собственной природы, что есть человек и наше мышление? Но опять таки, почему именно в такой форме?

Про «Апргрейд» сказать что прям особо уж талантливо, какое-то новое значимое слово в искусстве не скажу, но снято довольно крепенько, и интригу лихо довольно закрутили. Актёрская игра местами слабовата, но в общем сойдёт. Но откровенно тухлый финал меня поставил в тупик — всё же довольно редко авторы безапелляционно заявляют что, мол, пиздец тебе, человече, без вариантов хомо сапиенса хоронят. Правда, вроде бы ходили слухи, что там имелось в виду продолжение, но из сюжета это никак не вытекает, он в принципе может иметь продолжение — к этому логических препятствий нет, но в том виде, каком есть, он вполне может быть расценен как законченный. Может быть это такой эпатаж, типа все хэппи ендами кончают, а мы вот так, чтоб поострей. С технической точки зрения ход допустимый, а вот с точки зрения общих соображений — ну это просто уже прямо в лоб декларация полнейшего пессимизма, тут даже никакого второго дна и скрытых смыслов искать не надо.

А вот «Я — мать» уровнем действительно выше всего вышеназванного. Правда, как всегда, в начале просмотра тут же начинаешь думать, что где-то это я уже видел — некий бункер, в котором изолированно выращивается ребёнок — ход уже юзаный. Далее, весь это бунт Скайнета — тоже. Но вот как они завернули… Остроумно, остроумно. Девочка неплохо сыграла. Не знаю, что сказал бы Станиславский, но похоже во времена, когда к духу великих взывать бесполезно, то на безрыбье и сам раком станешь. Так что неплохо.

Баба вот эта с ружжом — не понравилась. То ли недо Сара Коннор, то ли полу Рипли. Причём в варианте лузерши, списанная в расход. Сперва она там вообще левой показалась — по ходу ждёшь чего-то более этакого, чуднОго. Правда, в финале стало понятно зачем она была нужна — то есть надо так понимать, что даже её появление было подставой и весь замес был организован единственно ради инициации девочки. Остроумно. Но меня опять таки поражает вот эта кровожадность «творцов», некая умственная разнузданность — ну а чо, ведь за выдуманные убийства отвечать не надо, удобно для сюжета — как не хер делать придумаем робота-маньяка-шизофреника, который ради своей тупой прямолинейной логики способен уничтожить человечество, надо ради эффектной сцены убить какую-то бабу с особым цинизмом — легко. Ну ведь не посплетничать о своём — о женском пришёл в финале дроид в контейнер к этой несчастной, до конца цеплявшейся за крестик, многозначительно прикрыв за собой дверь. Нет, конечно и в этом можно найти какой-то повод для размышления, даже своего рода сатиру — как люди наивны в своей слепой вере в ничто, в пустое место, и что никакой боженька на помощь не придёт, когда прижмёт. А можно понять как аллюзию на дьявола. А можно как раз наоборот — намёк на бога всемогущего и всеведающего, коий устраивает судьбы смертных с точки зрения не пользы и представления о счастье самих смертных, а провидения, которому виднее как использовать тот или иной винтик для устроения гармонии вселенной — даже если этот винтик придётся сломать ради высшей цели. По всякому можно думать. Вот только актуальность подобных дум и то, каким образом к ним подводят, вызывает у меня сильные сомнения. Надоедает, знаете ли, когда ради демонстрации эффектного ребуса на меня постоянно ушат дерьма вываливают.

Tags: ворчание, поток сознания, я тоже кинокритег
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments