Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

О перестановке фигурок на комоде

Вот with_astronotus создал потешное голоcование про Эквадор. Ну как бы потешное как бы про Эквадор. Я не буду здесь вдаваться в игру аналогий и рассуждать о подразумеваемом подтексте данного поста, но вот буквальный его смысл некоторые мысли вызывает по поводу и около.

Я там написал, что проголосовать не могу, потому что для моего ответа нет соответствующего пункта: «Мне совершенно фиолетово чтО думают о директоре фабрике, пока остаётся на своём месте владелец фабрики». На что with_astronotus несколько даже высокопарно ответил: «Историю сейчас пишем не мы, а люди на улицах Кито. Поэтому мы можем только соглашаться с их постановкой вопроса, прежде чем получить право ставить вопрос более решительным образом».

Это всё конечно верно, и несомненно, что неправильный «Ленин» на свою голову вызвал народный гнев вполне заслуженно. Но мы всё-таки, коли уж наша участь — диванная стратегия, то и мыслить мы должны пытаться стратегически. Я даже не сомневаюсь, что сейчас ответ на банальный вопрос «что будет дальше?» будет столь же банальный — «время покажет».

Но, дорогие читатели, я бы обратил ваше внимание на то, что это — Латинская Америка, волнения в которой, хунты и перевороты — это можно сказать местный спорт. Знаменитые чехословацкие путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд в 1949 году находились в Боливии и в городе Кочабамба попали в очередную «революцию», о чём есть несколько глав в книге «Через Кордильеры». Они с бесподобной меланхоличной иронией описывают несколько дней тех событий. Самая лаконичная характеристика банальности происходившего звучит так: «Любая «революция» здесь нечто вроде воскресенья. В такое время куда интереснее заключать пари: чем все это кончится?» И там же приводят интересные цифры, говоря об одном из прошлых переворотов: «Это было одно из шестидесяти восстаний и дворцовых переворотов, которые постигли бедную Боливию за последние 74 года». То есть там подобные движухи случались чуть ли не ежегодно. Если верить Википедии, в 1971 году это число, считаемое с 1825 года, составило 181. Это в одной только Боливии. При беглом взгляде на историю региона создаётся впечатление, что там самым редким и экзотическим случаем надо считать, когда президент спокойно досидел до конца своего срока и своими ногами покинул президентский дворец.

Понятно, что большинство этих воскресных переворотов были драчкой местных «элит» за место у кормушки, и к подлинно народным восстаниям не имеют никакого отношения. Но это хорошо показывает местный «фоновый уровень», заурядность такого рода событий, происходящих с частотой и регулярностью перемены погод, значимость которых при таком историческом багаже несколько меркнет. Особенно учитывая, что после очередного решительного поворота через некоторое время всё скатывается в абсолютно такое же унылое говно, на колу мочало — начинай сначала. И так — скоро как двести лет кряду. В 21 веке — всё то же самое.

Вы себе вообще можете такое представить: люди уже почти два века пытаются изгнать очередную панду геть и наконец поставить правильное начальство, которое наконец всё разрулит как надо! Кхе-кхе. Мы бы уже с ума сошли.

Поэтому думать, что после очередной перестановки фигурки на комоде что-то там радикально изменится — несколько наивно. Для этого должны какие-то ещё условия выполнится. А могут ли они быть выполнены в текущей ситуации?

Мне вот говорят: а как же Куба, Венесуэла? А то и КНДР с Вьетнамом вспоминают. Граждане, вы вообще в состоянии понимать слово «система»? СИС-ТЕ-МА. А так же конкретику исторических обстоятельств?

В 50-60 годы вообще и в 1959 году в частности в мире шёл подъём антиколониальной борьбы. Понимаете, во многих странах одновременно. И при этом за спиной и Кореи, и Вьетнама, и Кубы был СССР. И не просто СССР, а весь союзный СССР блок, а так же всё увеличивавшаяся торбочка дружественных, сочувственных, и ни к кому не присоединившихся, но всё равно желавших хинди-руси-бхай-бхай стран. Это не говоря о мякотке в виде советских ракет на Кубе. В 1959 году можно было что-то себе позволить даже и под носом у Штатов. Была поддержка и была физическая невозможность разорваться капиталистическому миру на все стороны сразу — где там раньше штопать, то Корея горит, то Африка, то Индокитай. Это дало возможность закрепится бородачам на Кубе и сорок лет строить страну и собирать ресурсы, от буквально физических до некоего международного авторитета, закрепляемого договорами, на которые просто так не получится наплевать даже враждебным странам. Коими ресурсами Куба по сути и жива до сих пор — не буду тут обсуждать насколько правилен и настоящ тамошний социализм, но они создали какую-то систему, заняли какое-то место в мире. И они были достаточно радикальны.

Но, замечу между прочим, что при всём при этом, судя по тому что время от времени доносится о реальных процессах там, надо молить космос, бороды всех покойных и живых бородачей или кого там ещё, чтобы кубинский флаг хотя бы остался хотя бы в виде фигового листочка флагом независимой страны, и не увидели белый.

В то время как нынешний «латиноамериканский социализм» имени Чавеса — это очень жиденький розоватый реформизм. Который не позволяет решительно побить горшки с цивилизованным миром и особенно светочем этой цивилизации. И скажу страшное: и покойный Чавес, и здравствующий Мадуро, кто там ещё есть? — потому ещё как-то и находятся там, где находятся, только потому что не выходят за флажки. Можно пенять им за недостаточность радикализма, но по-хорошему, у них и нет возможности делать что-то радикальное.

Как ни странно, скудость природных ресурсов в этом смысле для Кубы где-то даже во благо, у неё, во-первых, своя экономика — можно теоретически спорить о том, кому принадлежат реально средства производства, но точно не западным дельцам и пока ещё не местным компрадорам, а во-вторых, они не привязаны как гирей к экспорту нефти, а нефтяные да банановые Венесуэла с Эквадором в гораздо большей степени повязаны и обусловлены своим местом в международном разделении труда — у них в достатке чёрной жижи, но они не могут произвольно ею распоряжаться и не могут диверсифицировать экономику.

Да и даже в случае диверсификации они в лучшем случае просто облегчили бы своё положение, но никак не могли бы изменить его радикально — невозможно «импортозаместить» ВСЁ, а чтобы закупать то, что невозможно произвести на месте — надо что-то продавать. А на рыночке мировом от них нужны нефть и бананы. Не гордый фас и профиль Мадуро, не дурацкое многосоставное имя недоделанного эквадорского Ленина, не смартофоны и не трактора, и не луноходы, а нефть и бананы. Нефть и бананы. А это определяет и товарные, и технологические цепочки, и прочие сложные отношения.

Представим себе, что завтра индейцы таки распугают голыми торсами полицию и прогонят ссаными тряпками несчастного инвалида. Допустим чудесное — вдруг они все дружно осознают себя коммунистами, всё что надо национализируют и экспроприируют, поднимут красный флаг, скажут «дядя Сэм, мы на тебя жареный куй ложили» — и… Не, не надо даже фантазировать про то как хищные полчища зелёных беретов на поганых авианосцах ринутся наводить демократию в маленькую, но гордую республику. Проще всё, проще. Просто дядя Сэм может сказать тихим деловым тоном: ребята, я всё понимаю, но сегодня шевернадцатое мартобря, пора проценты по кредитам платить, вы траншик проплатили? Счётчик капает. Что вы ответите ему на месте индейцев? Опять национальное блюдо предложите? Я думаю, вы будете неприятно удивлены, когда вдруг окажется, что вашим кораблям с бананами почему-то вдруг в портах не отпускают топливо, платежи почему-то не проходят по платёжным системам, счета арестовываются, а в самих бананах вдруг находят ямальского долгоносика, страусиный грипп и антарктический сифилис одновременно, что нарушает санитарные нормы и во избежание принять их на разгрузку никак не могут. И вообще вдруг окажется, что вы не читали мелким шрифтом примечание 121-е на 236-й странице договора от хренадцатого фебруария тыщадофигапятьсотзатёртого года о том, что… Ну короче, о том что это попадос, залёт и по гроб жизни долг. Не будете платить? Да ради бога. Сколько народная власть продержится после того, как в стране жрать станет нечего? Поняли, да?

К чему я это всё. А может ли быть иначе? Допустим, люди готовы и розовыми иллюзиями не страдают, и всё такое. Какие условия ещё нужны? Вспоминаем слово «система» и байку про прутики от веника, которые по одиночке пальцами ломаются, а в связке не согнёшь. То есть, либо в очень многих странах приблизительно одновременно начинаются движухи и никакие мировые гегемоны и жандармы просто физически не могут ничего сделать, не могут везде успеть. То есть необходима координация действий. Если брать текущий момент — как там с координацией у населения Эквадора, Венесуэлы, кто там ещё в розовые подписывался? Боливии? Достаточно на карту посмотреть, чтобы не возникало вопроса.

Что же ещё может быть? Необходимая конфигурация может сложиться скорее всего как следствие Третьей мировой — пока большие будут разбираться, множество мелких останутся без присмотра, при том мировой рынок наломается и все традиционные экспортно-импортные цепочки окажутся нарушенными. Что осложнит и так тяжёлое экономическое положение на местах и станет катализатором революционных процессов. Пока же действует существующая экономическая система — население этих стран будет оставаться её заложниками и любые движухи будут очередным хождением по кругу с неизменным результатом с любым правительством любой идеологической окраски.

Subscribe

  • Вангование больших армий для большой войны

    Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями. Расхожая фраза, приписываемая Альберту Эйнштейну.…

  • (no subject)

    Публика — один в один слюняво лыбащиеся, фоткающиеся и селфящиеся на приближающееся цунами пляжники. Потом их фоточки всплывают под заголовками «Это…

  • (no subject)

    «Трамп, Трамп, Трамп, фап, фап, фап, инагурация, инагурация, инагурация, фап, фап, фап, Трамп, Трамп, Трамп, фап, фап, фап», — чмокает со всех…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Вангование больших армий для большой войны

    Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями. Расхожая фраза, приписываемая Альберту Эйнштейну.…

  • (no subject)

    Публика — один в один слюняво лыбащиеся, фоткающиеся и селфящиеся на приближающееся цунами пляжники. Потом их фоточки всплывают под заголовками «Это…

  • (no subject)

    «Трамп, Трамп, Трамп, фап, фап, фап, инагурация, инагурация, инагурация, фап, фап, фап, Трамп, Трамп, Трамп, фап, фап, фап», — чмокает со всех…