Нечто небывалое - положительная рецензия на "Ассу" слева. Ну не то что бы прям положительная в смысле хвалебная, но по крайней мере не ругают и даже нашли что-то полезное, о чём можно сказать пару слов. Честно говоря удивлён. Восторги публики либеральной привычны. Так же как стали привычны комментарии в духе "перестроечное заумное интеллигентское дерьмо", "чернуха", "унылая заумь", а то и вовсе "антисоветчина". А тут вот без соплей, но и без ругани, довольно взвешенно.
У меня сложные чувства. Я так по сю пору и не могу понять: понравилась мне картина или нет?
Фильм вышел, когда я был в отроческом возрасте и как советский ребёнок был воспитан на том, что слово со страницы или экрана - это безусловно ценное, выстраданное и правдивое слово, назидательное слово, учащее слово, указующее на то что есть добро и что есть зло слово, что пишут книги и снимают фильмы особые, кристально чистые люди, которые если бы не были бы кристальными, то в советских книгах бы не печатались и в советский телевизор не попали бы. И когда понеслась слава фильма, я искренне пытался узрить там истину и воспринять творение как положено воспринять творение классика - со всем пиететом и почтением, и восхищаться новоявленной красоте как очередным эстетическим каноном.
Мало того, как советкий ребёнок я воспринимал любое художественное произведение как пример делать жизнь с кого. С отрицательным героем там всё было ясно, значит положительный герой - его антагонист. Тем более что в юности я сам увлёкся русским роком в лице Гребня, всячески восторгался атмосферой раскованности в неформальской тусовке, куда с радостью попал после опостылевшей школы и считал себя должным фильм любить.
Хотя всегда грыз червячок сомнения: была привычка от обычных хороших советских фильмов переживать какой-никакой катарсис, положительные эмоции и подъём настроения, какой-то жизненный оптимизм или по крайней мере какую-то приятную тревогу ожидания чего-то неизъяснимого и великолепного. Здесь же был весьма такой чувствительный чернушный и депрессивный душок. Да и эстетика как-то сказать что бы была удовлетворительной - тяжело. Сперва все эти милые штуки и перфомансы Бананана вроде коммуникейшн тьюб, вертящейся на грампластинке пальмы, музыкальные опыты и т.п. весьма привлекают. И только спустя годы, познакомившись с подобной средой, повращавшись в кругах, понимаешь, что настоящей творческой и вообще духовной свободы там чуть, кот наплакал, а более всего такая же гнилая обывательщина, как и вокруг, только маскирующаяся под нонконформизм, а может быть даже и худшая, ибо на фоне декларируемого неприятия окружающей мерзости черты этой самой мерзости в людях выглядят особенно рельефно. А чем сильнее были попытки оригинальничать, "быть не как все" - тем сильнее вылезала рутина и заурядность. Когда каждый с хайрами и в джинсах - это уже униформа. И идея делать жизнь с Бананана становится не то что непривлекательной, а идиотской и отвратительной до блевотины. Там просто нет положительных героев.
Хотя, может кроме одного: я давно уже поймал себя на мысли, что когда смотрю, то более всего жду финального выхода Цоя, к которому всё предыдущее действо - прелюдия и подготовка. Смотреть сам по себе этот финальный эпизод без какой-то предшествующей накачки не очень интересно, но вот два или сколько там часа накачиваться - тяжело и муторно.
А с другой стороны - всё-таки какое-то обаяние у фильма есть. Сказать что хорошо - тяжко, сказать что дерьмо - язык не поворачивается. Как-то вот так, между стульями получается.