Последнее время присел на смотрение каналов дальнобойшиков — этакий бюджетный «Клуб кинопутешествий» для бедных. Но помимо того просто-таки нагядное пособие по марксизму: одни только бесконечные разговоры про зарплаты и «ставки» уже доставляют пищу для размышлений и являются наглядной иллюстрацией того, как мелкая буржуазия выдавливается с рынка крупными компаниями, и про снижение нормы прибыли, и про мелкобуржуазную психологию рабочей аристократии, и всё такое.
В том числе про снижение издержек хозяевами. Недавно впечатлила серия роликов некоего украинского гражданина, работающего на польского пана и фактически живущего в грузовом микроавтобусе, колеся по всей Европе. А точнее впечатлила конкретная ситуация, в которой он оказался в Италии: посыпалась коробка передач и он остался без задней передачи и грозящей накрыться пятой. Какие мысли тут могут прийти в голову? Нормальному человеку придёт только то что надо как-то добираться до ближайшего сервиса и чиниться. Не-а. Хренушки. Матч состоится в любую погоду. Заботливый пан уже нашёл новую коробку и механика, но в Польше. А до этого чуваку надо было доехать до пункта назначения в Италии, а затем ехать оттуда разгрузиться во Франции, до которой пилить ещё тыщи полторы, и только тогда возвращаться на базу в Польшу. Я, знаете ли, охренел с этого скромного героя капиталистического труда: это надо так проложить маршрут, чтобы ни разу на протяжении всей поездки не нужно было сдавать задом, то есть ни разу не заехать в тупик, на слишком тесную стоянку, неудобную для разворота заправку, не застрять на разгрузках-выгрузках и т.п. Система ниппель. Что у классиков там говорилось про то, на что пойдёт капиталист ради своих процентов прибыли? Вот оно самое. На вопрос водителю «интересно, итальянский или французский водитель поехал бы на машине со сломанной коробкой?» ответ был «Спроси, как увидишь. Нам расскажешь».
Но, как водится, вспомнилось это к слову, а само слово должно было быть довольно кратким, в связи с постом Синей Вороны «Иррационализм и климатический скептицизм. Перевод». Там упоминаются «экологические» инициативы типа введения «биотоплива» или налога на выбросы углекислого газа. А мне подумалось и о более мелких и малозаметных для далёкой от темы публики вещах. Например, смотря этих самых дальнобойщиков, я узнал о такой штуке, как AdBlue (в Штатах оно называется DEF), а попросту водном растворе мочевины, который ныне используется как катализатор выхлопных газов дизельных двигателей. Поскольку от грузовиков я далёк, то для меня это было новостью и полез в Вики узнать, что это за зверь такой. Прочитав в тексте пару интересных фраз, я взоржал: «Потребление AdBlue в легковых автомобилях составляет около 5 % от потребления дизельного топлива. В грузовых автомобилях система очистки выхлопа включается на более раннем этапе и поэтому потребление AdBlue составляет около 6 % <…> Для производства 1 литра мочевины требуется 1 килограмм природного газа. <…> Согласно данным Всемирного банка, цена на мочевину в январе 2016 года составляла около 200 евро за тонну, что соответствует примерно 8 евроцентам за литр AdBlue». Экологи хреновы. Это всё что надо знать обо всех этих зелёных инициативах и законодательстве.
Но зато какие чудовые экономисты! Конструкторы грузовиков из всех сил бьются за снижение расхода топлива и производители в рекламе захлёбываются слюнями, сообщаяя об очередном взятом проценте экономии, но эту экономию тут же вынимают другой рукой из того же кармана. Лёгким движением руки не просто сбывается некий товар, но на долговременной основе гарантированно загружаются чьи-то мощности химической промышленности. А карман этот даже не владельцев грузовиков, а обывателя, который, сходив в магазин, оплачивает в том числе транспортные расходы всей производственной цепочки. И как, сильно ему легче дышать стало? Выбросы, говорите, уменьшаются? А как насчёт того что теперь и вьябывать надо больше, чтобы заработать больше денег на оплату этой экологии, а значит и расход топлива по миру всё равно возрастёт, а соответственно и количество выхлопных газов, пусть даже и более «чистых».