Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Размышления о рассказе канадского писателя, чувстве собственной важности и тараканах

Эрис представляет фантастический рассказ канадского писателя Карла Шрёдера «Призрак Лайки».



Она его характеризует как написанный в стиле Коммари. Что-то похожее действительно есть. Рассказ, в общем, неплохой, и идея взрыволёта не совсем тривиально использована, и отголоски современной мифологии чувствуются — пирамида из рассказа скорее всего восходит к пресловутому марсианскому «сфинксу».

Если не цепляться к некоторым техническим и историческим неточностям, а так же весьма умозрительному представлению о нравах и аборигенах одной шестой части суши, довольно годно. За исключением одной ложечки дёгтя. Автор в конечном итоге разрешает ситуацию в общем-то банальным западным клише — эскапизмом, попыткой к бегству, очередным ноевым ковчегом. А это как раз решение совершенно противоположное по духу советскому проекту. Советское мышление — по крайней мере с своих идеалах — как раз исходило из того что от проблем на Земле нужно не бежать, а решать их. И космос виделся не местом для эмиграции, не местом для какой-нибудь секты самоизбранных или изгнанных (что впрочем часто одно и то же), а даром человечеству, продлением Земли до пределов космоса, расширением местообитания человечества до космических масштабов. И если даже исходить из сюжета рассказа, то действительно советским подходом было бы улететь, чтобы вернуться, с новыми силами и возможностями продолжить начатое здесь, на Земле, а не сказать «чума на ваш дом» и сдыхаться поскорее из рукотворного ада.

Так что степень увлечённости автора и его симпатии к советскому тут под некоторым вопросом, скорее он, как водится, достаточно поверхностно знаком с темой и просто использует некий антураж. Что, впрочем, наводит на размышления, далёкие от собственно рассказа и его предмета, являющиеся по сути отдельной темой, к которой рассказ стал только поводом.

А именно: авторы, когда пишут или снимают про другую эпоху или страну, на самом деле редко озабоченны ею как таковой, а через контрастный с общественной действительностью авторов антураж выражают какие-то местные, животрепещущие по их мнению и важные для них проблемы. Поэтому не стоит слишком уж умиляться тем, что иностранец нас упомянул — у нас с какой-то прямо болезненностью воспринимают кто что о нас где-то написал, снял, подумал. Мы либо начинаем распускать павлиний хвост и исполнятся гордыней — если нам мнится комплимент и подтверждение нашего величия и важности, либо с яростью начинаем разоблачать «клюкву» — если кто-то там что-то сказал не так.

В этом смысле весьма характерно обсуждение сериала «Чернобыль». Я его пока не видел и не уверен, что буду смотреть, но тон и градус обсуждения в сети любопытен сам по себе и был весьма показателен в контексте данного рассуждения. Кто-то с гневом разоблачал очередную антисоветскую фальшивку, кто-то просто спокойно констатировал, дескать, что с них возмёшь — антисоветизм у них в крови и чего собственно ещё можно было ждать, мол, это обычный фоновый шум, стабильный тренд, пропагандонская мельница мелит, перемелется — мука будет.

Но никому в голову не приходит в таких случаях, что на самом деле авторам того или иного опуса категорически насрать и на вас, и на Союз, и на какую-то пропаганду чего-то там. Они, создавая произведение, рефлексируют какие-то свои проблемы, и если что-то там пропагандируют — то своё и для своей публики. А не для вас и не про вас. Для нашего зрителя/читателя это самая обидная и невыносимая мысль. Он жаждет удовлетворения чувства собственной важности, он хочет, что бы «мир» уделял его персоне особое внимание, лучше, конечно, чтобы хвалил и восторженно выражал восхищение нашими великими достижениями и потенциями, если нет — то пусть хотя бы ругают, но чтобы ругали именно нас, ведь если считают врагом — значит мы того стоим, значит нас оценили. Не переносим мы только равнодушия. Хотя на самом деле сами на редкость равнодушны к делам где-либо за пределами нашей меленькой Ойкумены. Что смешно и унизительно вдвойне — кричать про всяческую ничтожность, моральную, идейную и прочую ущербность каких-нибудь «пендосов», но при этом с фанатичной страстью ждать признания от этих ничтожеств. То есть реально вы себя не уважаете так, как о том кричите, а хотите признания от говна — а значит что вы сами на уровне этого говна, заискиваете перед ним. Реально уважающие себя люди ведь не интересуются мнением тараканов или блох о своей персоне. Надо самому быть тараканом, чтобы обращать на это внимание и чтобы внимание таракана что-то значило для тебя.

Tags: мысли вслух, умняк, я тоже кинокритег
Subscribe

  • И ещё о пейджерах: конспирологии псто

    Полистывая ленту обратил внимание, что на пресловутых пейджерах Анлазз всё успокоится не мог по крайней в нескольких постах. И целую философию…

  • Смена пола при коммунизме

    В порядке массовой шизофрении осветим немного и вот такую абстрактную проблему: будут ли делать операции по смене пола при коммунизме? Вопрос может…

  • Перечитывал пейджер, много думал

    Сперва, когда увидел где-то у кого-то в комментах про взрывы пейджеров, решил что это какой-то мем, может даже с бородой (когда вы последний раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • И ещё о пейджерах: конспирологии псто

    Полистывая ленту обратил внимание, что на пресловутых пейджерах Анлазз всё успокоится не мог по крайней в нескольких постах. И целую философию…

  • Смена пола при коммунизме

    В порядке массовой шизофрении осветим немного и вот такую абстрактную проблему: будут ли делать операции по смене пола при коммунизме? Вопрос может…

  • Перечитывал пейджер, много думал

    Сперва, когда увидел где-то у кого-то в комментах про взрывы пейджеров, решил что это какой-то мем, может даже с бородой (когда вы последний раз…