Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

С подачи Анлазза завязалась новая старая дискуссия, вот blau_kraehe отвечает.

Согласен, что всё будет сложнее. И согласен, что всё устаканится рано или поздно. В каких-то аспектах. Вот только проблемка-то в том, что когда у вас всё будет — тут-то всё и начнётся.

Насколько я понял, у Вороны получается, что надрывались они в общем-то, от бедности, которую всеми силами старались преодолеть. Наше представление о том времени связано в первую, наверное, очередь с лишениями и трудностями той жизни, которые зачастую были на грани выживания, и воспринимается всё это как нечто делаемое с каким-то запредельным надрывом, недаром у неё всплывает словечко «мобилизация» («общество мобилизационного типа»). В этом, она, как ни забавно, но весьма следует ещё перестроечным штампам. Впрочем, во многом, выросших на почве советской же пропаганды, которая зачастую весьма неумеренно педалировала превозмогания и страдания, отчего образ эпохи и представление об энтузиазме приобретали какой-то даже мазохистский оттенок. Хотя по сути своей они самоценности не имели, а должны были просто подчеркнуть величие подвигов и целей, ради которых они совершались, что люди стремились к чему-то не смотря ни на что. И, думается, мы их мотивации теперь совершенно не понимаем.

Да, конечно, людям хотелось преодолеть отсталость, разруху, нищету, да в конце концов просто нормально поесть — что в конце 10-х — начале 20-х годов было отнюдь не абстрактным желанием, достаточно вспомнить «Аэлиту» Протазанова, в которой Марсу и межпланетным полётам реально уделено внимания чуть, а по большому счёту картина про то, как есть хочется. Но. Полагая так, мы уплощаем жизнь до раковины моллюска и его незамысловатых инстинктов. Ну положим, те, кто строил Днепрогэс, осваивал Магнитку, и т.д., на еду себе зарабатывали, может незамысловатую, но с голоду не помирали. Но неужели людей двигало, помимо этого, только желание очередных тонн, кубометров, мегаватт, и прочих единиц измерения во всё возрастающем количестве? Мы по своему уже опыту помним, что все эти кубометры, сколько не рассказывай про то сколько ништяков они дадут и как это классно и почётно, людей сами по себе не возбуждают ни разу.

А что же их возбуждает? По-моему, на этот вопрос прекрасно ответил Иван Антонович, вспомним главу «Камни в степи» из «Лезвия бритвы»:


На глазах у людей совершалось чудо, и чудо это делали они сами. Глыбы твердого камня, непосильные даже всемогущим владыкам степи — слонам, поддавались их объединенным усилиям. Это приводило жителей пещер в ещё большее возбуждение, боевую ярость. Надсаживаясь и напрягая свои могучие мускулы, люди поддевали глыбы рычагами, быстро сообразив, как надо сливать отдельные рывки и толчки в единую силу. Соединенная с разумом, эта сила действовала, как целый десяток мастодонтов. Глыбы шаг за шагом медленно ползли в степь, становясь там навеки надежным убежищем сильных и предметом робкого поклонения потомков.

Движение каменных крепостей в степь что-то напоминало Селезневу. Приходя в себя после галлюцинаций, он долго пытался сообразить, что именно, пока не додумался до сравнения. Современные потомки обитателей скал, бесконечно увеличившиеся в числе, знаниях и техническом могуществе, теперь также сливали свои усилия, чтобы выйти на беспредельные просторы космоса.

Не глыбы камней волокли они по земле, а поднимали в высоту неба громадные корабли. Скоро металлические убежища-спутники должны окружить Землю на границе космического пространства, чтобы служить опорой в дерзновеннейшем пути к далеким планетам…

Человека возбуждает осуществление намеченного, воплощение планов в жизнь, короче — творческая реализация. Ощущение творческой победы сравнимо разве что с оргазмом, когда ты видишь, как нечто не существовавшее, бывшее только задумкой в голове, вдруг становится существующим, обретает свою плоть. Причём не просто реализация, а свободная реализация, когда реализующие вольны как в выборе целей, так и средств их достижения. А революция, снёсшая собой бесконечные лабиринты социальных перегородок — классовых, сословных, денежных — стала шагом на пути к этой свободе, у людей появился необозримый простор для творчества. Может быть не всегда возможного в действительности, но они осознали перспективу — это главное. Уже даже задача просто поддержания жизнедеятельности представляла собой непаханное поле, ведь в отсутствие прежних сдерживающих ограничителей найти её оптимальное решение, как в целом, так и в каждом частном вопросе было увлекательнейшим интеллектуальным приключением. Ведь здесь клубок проблем, от того как рациональнее организоваться для обработки земли — попросту говоря создать колхоз — до того, какие технические средства лучше всего применять для оной обработки. А соответственно нужно сперва эти средства откуда-то взять, и т.д.

Представьте себе какого-нить мужичка, который вчера щи лаптем хлебал, а сегодня стоит на околице, смотрит в поле и думает, что если все эти надельчики, чересполосицей резанные-перерезанные, да в один кусок соединить, да по уму земли, которые лучше родят, под одно отдать, которые для другого лучше — под другое, да не лошадьми, а тракторами пахать, а вот там коровник поставить, а вот здесь плотинку и мельницу… А чего ж мельницу, а если электростанцию?! Или нет, коровник лучше не там, а здесь… нет, вот здесь… или здесь? Да до него когда доходило, чего возможно — он пьянел от этого. Что там водка, когда такие дела кругом?

Кто-то думает, что после победы новой революции будет иначе? А простор тут будет куда как шире — вся планета. Планов тут будет — успевай только записывать. Успокаиваться да устаканиваться долго придётся, не одно поколение.

А и когда устаканится — кто-то думает, что покой настанет? Вся штука в том что решение одних проблем порождает новые. И удовлетворение потребностей рождает новые потребности. Вроде того что появление радио и радиолюбительства вызвало спрос как на радиовещание, так и на радиодетали. А соответственно поле деятельности для тех, кто решил подвизаться в этой сфере на любом участке — от строительства заводов по изготовлению оных деталей до освоения нового актёрского амплуа — радиоведущего.

Так что тем, кто проникся, скучно не было. И думаю, в будущем тоже скучать не придётся. И стимул здесь не «развитие производительных сил» и не полный желудок, а те «гормоны счастья», которые вырабатываются когда осознаётся то, как не бывшее становится настоящим.

Subscribe

  • И ещё о пейджерах: конспирологии псто

    Полистывая ленту обратил внимание, что на пресловутых пейджерах Анлазз всё успокоится не мог по крайней в нескольких постах. И целую философию…

  • Смена пола при коммунизме

    В порядке массовой шизофрении осветим немного и вот такую абстрактную проблему: будут ли делать операции по смене пола при коммунизме? Вопрос может…

  • Перечитывал пейджер, много думал

    Сперва, когда увидел где-то у кого-то в комментах про взрывы пейджеров, решил что это какой-то мем, может даже с бородой (когда вы последний раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • И ещё о пейджерах: конспирологии псто

    Полистывая ленту обратил внимание, что на пресловутых пейджерах Анлазз всё успокоится не мог по крайней в нескольких постах. И целую философию…

  • Смена пола при коммунизме

    В порядке массовой шизофрении осветим немного и вот такую абстрактную проблему: будут ли делать операции по смене пола при коммунизме? Вопрос может…

  • Перечитывал пейджер, много думал

    Сперва, когда увидел где-то у кого-то в комментах про взрывы пейджеров, решил что это какой-то мем, может даже с бородой (когда вы последний раз…