tres_agudo в порядке почина по мониторингу сети на предмет публикаций об Иване Антоновиче Ефремове прислала ссылку на свежий ролик с фрагментом обсуждения «Часа Быка» «в рамках общественного движения г. Новотроицка «Книги вслух: чтение без правил». Новотроицк — это город в Оренбургской области.
Отрадно, что Ивана Антоновича читают и обсуждают. Но в ролике я обратил внимание не столько на содержание, сколько на антураж — что называется, до боли знакомый и родной всякому, кто участвовал в подобных мероприятиях. Вот эта типичность обратила на себя внимание, вот этот, если хотите, архетип избы-читальни. Всё нас реформируют, всё куда-то там невидимой рукой рынка продвигают — или скорее засовывают, и прочими образами всячески не дают себе засохнуть, сколько труда вложили в школьные преобразования, чтобы со школы читать не умели, а он, интеллигентишка, совок поганый, всё жив, сволочь, всё читает. Так и хочется спросить: а дустом не пробовали?1
Посмотрел и всплыл тут же в памяти эпизод из гениального герасимовского «У озера», который можно считать своебразным памятником всем этим читательским посиделкам, провинциальной библиотеке и советскому интеллигенту, духу «избы-читальни» — словосочетание, давно приобретшее некоторый иронический оттенок, но, наверное, лучшим образом передающее стоящее за ним понятие.
1 Написал, а потом подумал: а ведь и в самом деле пробовали. В 1941—45. Тогда жестоко обломились.