Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Пацаны (1983)

Ещё один «подростковый» фильм Динары Асановой, посвящённый на этот раз действительно «трудным» ребятам — по которым «тюрьма плачет», многие из которых состоят на учёте в милиции, а то и прошли через суд, из неблагополучных семей — сироты при живых родителях. И посвящённый учительской самоотверженности.

Павел Антонов (Валерий Приёмыхов), выпускник Института физкультуры, отказавшийся от спортивной карьеры, работает начальником летнего спортивно-трудового лагеря и все свои силы и душу вкладывает в ребят, сумев стать для них другом и наставником.

В своё время довольно нашумевший фильм, поднимавший тяжёлую и неприятную тему детского нелагополучия, отверженности, подростковой преступности. Которым-то и социальных корней не положено иметь в стране победившего социализма и счастливого детства. Впрочем, Асанова не пытается делать «в лоб» какие-то обобщения, ни социологические, ни политические. Факт в том, что такие дети есть, были и долго ещё будут быть, и которые каждый свою жизнь проживает здесь и сейчас. Которые когда-то повзрослеют и от того, какими их воспитали, зависит состояние общества.

Фильм безусловно из «золотого фонда». Динара Асанова за свою недолгую жизнь сняла не так много фильмов, но практически каждый из них был событием. Она не снимала блокбастеры, слёзные мелодрамы и боевики, как всякого большого художника её интересовал в первую очередь человек и взаимотношения людей.

Особенную известность у зрителя приобрели её картины «подросткового» цикла: «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Никудышная», «Пацаны». Их можно было бы обозначить и как «психологическое кино», и как «социальную драму». Центр внимания этих картин — человек в переходном возрасте, подросток, ещё не растерявший своего непосредственного детского мировосприятия, но уже столкнувшийся с реалиями взрослого мира, подросток как правило «трудный», не вписывающийся «в рамочки», но ещё и не осознавший и не обретший себя.

Врядли стоит искать в этих фильмах документальной точности быта 70-80-х, в них важно другое — нечто трудновыразимое словами, но щемящее и пронзительное, обращающее наш взгляд в детство и заставляющее пристальнее взглянуть в настоящее. Мало кто видел и сниимал эту пронзительность как Асанова.

Из этого цикла «Пацаны» может быть самый острый по внутреннему напряжению фильм, поскольку затронута тема детей из самого социального дна общества — с одной стороны самых агрессивных, а с другой стороны и самых беззащитных и отверженых, которые с миром могут разговаривать только на языке конфликта и силы — другого они не знают, и это другое им неоткуда получить. Если бы не люди, подобные Антонову. Их очень мало было и тогда, а сейчас, четверть века спустя, после достопамятных перемен — и подавно, даже в кино. Тем более в кино — ныне другие ценности, люди вроде Антонова не в чести. Антонов делал из вчерашнего гопника человека, теперь же общество, самозабвенно похрюкивая, неимоверными совокупными усилиями возносит на пьедестал свинью. И тем острее и тяжелее теперь смотреть этот фильм.

В Антонове вдумчивый зритель увидит зримо воплощённый образ Учителя — не штатную единицу, а человека, который самим собою даёт пример своим подопечным, сама жизнь которого и есть и учение, и служение.

О таких учителях писали Ефремов и Стругацкие.

Он не картонный плакатный персонаж, заведомо знающий «как надо» и широкой поступью шагающий в «светлое будущее», а живой человек, не святой, методы и средства которого может быть спорны, но в отличие от прочих многих — делающий и отдающий себя делу целиком, человек, которому можно доверится и на которого можно положиться, который не «ходит на работу», а так живёт. Дай бог, чтобы именно такие люди выступали идеалом для мальчишек, а не тупоголовые громилы, жадные деловые люди и придурочные кислотно-мажорные мальчики, коих в таком неимоверном количестве штампует современный кинематограф.




Жанр: драма
Студия: Ленфильм, 1983
Режиссер: Динара Асанова
В ролях: Валерий Приемыхов, Андрей Зыков, Сергей Наумов, Евгений Никитин, Олег Хорев, Александр Совков, Ольга Машная, Александр Харашкевич, Алексей Полуян, Виктор Михеев, Юлиан Груздев, Владимир Гусев, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт

Государственная премия СССР (1985); Главный приз по разделу фильмов для детей и юношества ВКФ-84 в Киеве; Приз жюри Всесоюзная неделя фильмов для детей в Алма-Ате-84; Премии имени Ф.Дзержинского (1984, удостоены режиссер Д.Асанова и драматург Ю.Клепиков); Премия фильму и приз за лучшую мужскую роль (В.Приемыхов) МКФ молодых кинематографистов соц. стран в Кошалине-84.

Видео: XVID, 640x480, 25 fps, 1942 kbps
Аудио: AC3, 48000Hz, 192 kbps, stereo
Длительность: 1:31:04.88 (136622 fr)
Размер: 1394 Mb (1 462 609 920 bytes)
md5: 0e7bba59f53d2e71bc95c714df260284

http://redar.ru/2009/12/01/pacany.html
Subscribe

  • (no subject)

    Анек в духе чёрного юмора и сатиры. Деревенский парень женился, первая ночь, всё такое, короче залез туда с головой, изучает, вдруг говорит: — Ой,…

  • (no subject)

    Рукожопатые

  • (no subject)

    Трудности перевода: «погас светильник» ←→ «потухла лампочка».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • (no subject)

    Анек в духе чёрного юмора и сатиры. Деревенский парень женился, первая ночь, всё такое, короче залез туда с головой, изучает, вдруг говорит: — Ой,…

  • (no subject)

    Рукожопатые

  • (no subject)

    Трудности перевода: «погас светильник» ←→ «потухла лампочка».