Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:
В потоке публикаций, выступлений и обсуждений темы белого и особенно красного террора за бесконечным подсчётом числа жертв, ранжированием их категорий и определением прочих количественных и качественных показателей как-то совершенно теряется один принципиальный момент: речь идёт о превентивных или адресных репрессиях как реакции на конкретные деяния?

Ведь по умолчанию картина красного террора, изображаемая с перестроечных времён, выглядит фактически зеркальным изображением белого террора в советской массовой культуре: пришли белые и перестреляли, перевешали, перепороли и причастных, и непричастных, и вообще всех, кто под руку попался, но особо, конечно, тех, кто не так смотрел или тем паче открыто сочувствовал красным. С перестройкой знак поменялся и примерно это стало приписываться самим красным. С довеском того, что на представления бывших совграждан о практике политического террора в значительной степени наложилось советских же ещё времён представление о нацистском терроре. При желании тут можно ещё углядеть некие отголоски представлений о татаро-монгольском иге. То есть террор в его практическом выражении в нашем представлении — это по сути методически осуществляемые погромы и поголовная резня.

Что вообще напрягает граждан в самой теме террора? Если посмотреть внимательно, то не сам он как таковой — большинство людей совершенно спокойно допускает насилие при определённых условиях. Зачастую даже не задумываясь об этом. Скажем, мало кто осознаёт, что банальная полиция, тюрьмы и вся эта система вообще — это система именно террора, поскольку в её основе лежит запугивание наказанием за совершение тех или иных действий. Граждан напрягает необоснованное насилие. Одно дело когда некий Пупкин огребает за конкретное совершённое деяние и совершенно иное, когда просто потому что попался под руку или потому что просто обладает некими формальными признаками — формой носа, цветом кожи, религиозной принадлежностью или профессией и его прессуют именно на этих основаниях.

И когда речь заходит о красном терроре, то тема причинности как-то опускается, в лучшем случае подразумевается примитив вроде того что «красные хотели убить всех буржуев». Причём зачастую этот примитив даже не озвучивается вербально, а как бы подразумевается сам собой, как общее всем известное место, не нуждающееся в уточнениях и комментариях. И получается совершенно иррациональная и абсурдная картина того, что те красные хватали кого ни попадя и казнили без повода, а точнее на основании только формальной принадлежности к «бывшим».

Одной из наиболее любимых и муссируеых тем является, наверное, взятие заложников. Однако при этом редко поясняется — а собственно кого и по какому принципу брали? До некоторой степени это прояснено в отношении офицеров, служивших в Красной Армии — дескать, чтобы к белым не убёгли и не делали чего против, то брались в заложники члены семей в каких-то случаях. Но в общем, если брать некое среднеобывательское представление, транслируемое и поддерживаемое СМИ, то этот момент в нём никак толком не отражается, общее место — «красные брали заложников», а на этом фраза обрывается и выходит, что вроде бы брали вообще всех клссово чуждых, дабы с той стороны побоялись что-то против красных делать, иначе заложников уконтропупят. Но, если подумать: ведь для красного все эти беляки — за буржуинство, а буржуинство — шкурничество по определению, а значит какое им, шкурам, дело до того что там с кем-то кто-то сотворит, абы их самих не трогали? Какое им дело до чьего чужого папаши или там бабушки? Это как раз белые или позже нацисты могли давить на солидарность населения с партизанами, подпольщиками и т.д. и тогда угроза даже чужим людям была вполне действенна и взятие в заложники просто населения выступало серьёзным фактором. Но рассчитывать на классовую солидарность буржуинов — нонсенс. Скорее белых это ещё больше разозлило бы, но врядли остановило. Значит, нужно предположить, что если брали — то по более предметным поводам и основаниям, конкретных людей с конкретными связями и с определёнными целями, а не вообще потому что «буржуй».

Насколько можно понять, тема причин волнует в основном левых исследователей и комментаторов, но и они, когда в очередной раз показывают, доказывают, разоблачают мифическую статистику и приводят научно обоснованные данные, за этой текучкой забывают вот тот самый вопрос о превентивности и всеобщности мер: считалось ли красными допустимым и практически осуществлялся ли террор, в первую очередь смертные казни, не за совершённые деяния, а по неким формальным признакам — принадлежности к социальному слою, прфессии, имущественному цензу и т.п., короче «потому что на буржуйскую морду похож»? Если да — были ли это частные эксцессы или это целенаправленная политика, принципиальный революционный подход, проистекащий из основополагающих положений доктрины? Это то что нужно и важно озвучивать, а не просто ставить одну цифирь против другой.
Tags: мысли вслух
Subscribe

  • A Whiter Shade of Pale [50th Anniversary Stereo Mix]

    Я знал, что это когда-нибудь случится — выйдет полная версия A Whiter Shade of Pale. Оригинал всегда вызывал ощущение, что песня словно обрезана на…

  • Fountains of Wayne - Stacy's Mom (Official Music Video)

    Забавный клип. Сперва посмотрел без звука. Честно говоря, он тут не очень-то и нужен — кино интереснее музыкального шыдевра.

  • КИНО - Невесёлая песня

    «И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю…» © Кин-дза-дза

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • A Whiter Shade of Pale [50th Anniversary Stereo Mix]

    Я знал, что это когда-нибудь случится — выйдет полная версия A Whiter Shade of Pale. Оригинал всегда вызывал ощущение, что песня словно обрезана на…

  • Fountains of Wayne - Stacy's Mom (Official Music Video)

    Забавный клип. Сперва посмотрел без звука. Честно говоря, он тут не очень-то и нужен — кино интереснее музыкального шыдевра.

  • КИНО - Невесёлая песня

    «И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю…» © Кин-дза-дза