Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Я не раз писал, что подлинный золотой фонд советского кино — не столько топовые картины вроде гайдаевских комедий или штудий Тарковского, сколько «второй эшелон» — картины, как правило снятые специально для ТВ или показывавшиеся преимущественно по нему. Этот середнячок на самом деле и определяет уровень. И то, наш, скажем, стол — и соответственно состояние желудка — ведь характеризуют не парадные праздничные блюда, а ежедневные завтраки, обеды и ужины. Так и с пищей духовной.

Казалось бы всё пересмотрено, а всё ещё находятся неизвестные мне фильмы. И это радует. Сегодня вот обнаружил без натяжки шедевр — картину Константина Ершова «Каждый вечер после работы» (1973).

Удивительно элегантная работа. От начальных до финальных титров. Сейчас модно рассуждать об эстетике чёрно-белого кино, упоминать что имярек специально что-то там снимал на чёрно-белую плёнку, знатоки цокают языками. Какие это всё глупости. Просто если есть желание и умение работать, художник использует имеющиеся средства на всю катушку. Здесь именно так — операторская работа, монтаж, атмосфера, смысл. Хотя и есть, как мне кажется, местами некоторое манерничание, но это не раздражает, не выглядит самоцелью.

Очень атмосферный фильм, типичное начало 70-х. Доброе, интеллигентное и осмысленное кино. Причём совсем не оторванное от жизни, как может показаться. А на самом деле довольно острое, несмотря на эту расслабленную медитативную атмосферу эпохи, так ярко выраженную, например, в документальном фильме «Трамвай идёт по городу» того же периода. Вообще, любопытно, что острые социальные смыслы тогда часто оказывались проявленными именно через «школьное» кино — вспомним «Доживём до понедельника». Все, думаю, помнят, весьма характерный персонаж завуча из него. Самое интересное, что типаж был отнюдь не карикатурный, а вполне из жизни. Но там он выглядел довольно выпяченно. В «Каждом вечере» тоже есть в чём-то подобный персонаж, но поданный гораздо тоньше — директор школы.

В отличие от нынешних мифологических представлений, в советском кино отнюдь не возбранялась критика как таковая — в чём достаточно убедиться, просто зайдя на Ютуб. Скорее были проблемы с тем, что конкретные начальники не хотели бы видеть нечто нелицеприятное, угрожающее — действительно или мнимо — спокойствию их благополучия. Естественно, прямые призывы к свержению существующего строя понимания, мягко говоря, не вызвали бы. Но в реальности врядли нашлось бы много тех, кто этого желал, кроме раскрученного ныне весьма жиденького слоя диссидентов. Тогдашние противоречия мыслились большинством всё же несколько в иной плоскости — не как конфликт насмерть стоящих друг против друга антагонистических сил, а как наличие негативных тенденций в общем и целом вполне себе правильно движущемся обществе. Был вполне сложившийся канон критики дозволенной — обычно это ретроград-начальник и противостоящий ему энтузиаст, классический пример одиозного бюрократа — Огурцов из «Карнавальной ночи». Но это слишком лобовая подача, годная больше для «Крокодила». А вот суметь разглядеть острый социальный смысл за вроде бы частной проблемой завышения оценок двоечникам ради повышения успеваемости и облегчения жизни и ученикам, и себе (о чём прямо даже и не говорится, а всё больше ведётся речь об особой специфике вечерней школы, в которой учатся взрослые, обременённые заботами люди) — это своего рода высший пилотаж. Причём тут отнюдь не вешаются однозначные ярлыки. У директриссы своя правда, она по-своему симпатична, отнюдь не тиранозавр в юбке, вполне определённо даётся понять, что новые красивые здания школы, оборудование, коллектив высококвалифицированных учителей — это её заслуга. Но… Этими «но», нюансами сказано гораздо больше, чем в десятке крокодильских плакатов. Изящно.

И конечно же нельзя не отметить образ учителей — учащих интересно, вкусно, с полной отдачей. Смотришь и думаешь, что именно у таких хотелось бы учиться.

Всячески рекомендую.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments