Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:
В сети продолжается обсасывание запуска кабриолета, хотя накал явно спадает — через неделю про это все просто забудут. Сегодня уже обсуждают не столько запуск, сколько реакцию российских официальных лиц из околокосмических сфер, изощряются в выдумывании и перепощивании всяких сатирических поделок а-ля как бы освещали запуск в советской прессе и т.п. И ладно, когда дрыгаются, как под травой-хохотушкой, простые хипстеры. Забавнее наблюдать реакции некоторых профессионалов космоса.

По поводу чего настрочил пару комментариев, записываю их сюда, зарубками на память:

У меня на это взгляд определённый: мёртвому припарки не помогут, космонавтика при капитализме обречена; Маск делает своё бизнес и он заключается отнюдь не в достижении каких-то результатов, а в попиле в процессе; внимание гиков для будущего ничего не значит — гики не делают, гики фапают и потребляют, то, на что модно фапать и потреблять, о чём радостно делятся в инстраграммчиках. Так что всё это блестящий фантик от конфеты.

Что касаемо ракеты — опять таки, вполне очевидно, что как ни выёживайся, физику не обойдёшь и химические ракеты — это тупик. Прорыв тут может быть только при овладениями энергиями на порядки большие, без мощности — а следовательно грузоподъёмности — и скоростей космоса не будет. А на это наш общественный строй неспособен, не может дать ни нужной концентрации ресурсов, да ему это и не надо — в космосе не с кем и нечем торговать, там нет рынков, а прибавочная стоимость с космических программ получается на Земле и за счёт Земли, за счёт перераспределения средств, вращающихся в рамках земной же экономики. Поэтому дальше игрушек это всё никуда не двинется. Я ожидаю, что может быть — может быть — ещё китайцы раскачаются живьём на Луну слетать — и это будет последним реальным достижением эпохи.
* * *
Смотрю на комменты — неужто время ничему не учит? Вот так же изголялись в 90-91-м над «совком». Теперь, пардон муа, хрен сосёте, пересчитывая остатки того, что осталось от якобы дела вашей жизни, господа инженеры, и ноете в постах, сообщая об очередном сокращении или аварии. Это личная ракета господина Маска, не ваша. Онанируете на «частную» космонавтику? Ну так и успехи будьте добры тоже понимайте в этом ключе — как частные, нефиг присасываться, аки рыбам-прилипалам. Всё равно не возьмут. Это не ваши успехи, и не «один маленький шаг одного человека — и большой шаг всего человечества», это личный шаг владельца. Любите частную собственность — будьте последовательны и принципиальны в своей любви, до конца.

Да и в общем не очень понятно, отчего такие истерические восторги. По-моему, тупиковость полётов на бочке с порохом или керосином была понятна ещё до запуска первого спутника. Тогда уже было очевидно, что химическое топливо — паллиатив, годный только для первых опытов. Сейчас эти консервные банки доводятся до предела технических возможностей, технология вылизывается и исчерпывается до краёв — и только-то. Но перспектив за ней нет по-любому. Яблони на Марсе можно сажать только когда тоннаж кораблей космофлота будет сопоставим с обычным морским флотом. Но и этого не будет. Существующей экономике космос дальше орбиты просто не нужен — там нечем торговать и не с кем. Уменьшение себестоимости пусков просто приведёт к увеличению группировки коммерческих спутников — вот и всё. Никакого светлого далёка.


Замечу на полях, что сложившаяся сейчас схема освоения космоса целиком затратная в том смысле, что в ней пока что только рассеивается земная масса — в буквальном смысле, каждый выведенный грамм — это выкинутый в космос кусок планеты, изъятый из оборота её вещества. Причём такой отрицательный баланс будет сохраняться долгое время — движение массы в обратную сторону не особенно рентабельно при любой экономике, осмысленна обратная доставка только каких-то уникальных предметов, которые не воспроизводимы в земных условиях, и совершенно бесмысленно думать о движении сырых материалов типа руды. Причём при любой энерговооружённости космических кораблей есть определённый предел сколько пусков и посадок можно совершать на планету в единицу времени без ущерба экологии. Во всяком случае, пока не изобретут какой-нибудь безвыхлопный антиграв, позволящий покидать планету на автомобильных скоростях. Из чего вытекает, что космическая экспансия человечества должна происходить за счёт внепланетных, космических же ресурсов, космофлот и сопутствующее производство должно строиться вне Земли. При этом надо понимать, что экспансия в смысле колонизации как расширения жизненного пространства в самой системе бесперспективно — для проживания человека здесь годится только одна планета. Ну хотя бы по одной просто причине — человеку нужно одно «ж». Близкое к нему есть только на Венере. Но она слишком близко к Солнцу, поэтому гипотетическое терраморфирование может принести больше проблем, чем решений. То есть целью экспансии надо считать выход к звёздам и поиск подходящей планеты там. И построение внеземной промышленности имеет смысл только ввиду этой перспективы и её достижения для — как необходимое звено производственной цепочки, обеспечащей транспорт. Для жизни же только лишь в рамках Сол. системы, т.е. фактически на Земле, развитая внепланетная промышленность особо и не нужна — проще всё делать на самой планете.

Отсюда вывод: будущие наших крыльев сейчас куётся не на стартовых площадках потешных кабриолетов, а в туннелях ускорителей и на стройплощадке ИТЭРа. Но чем дальше продвигается наука, в частности физика, тем яснее, что экспериментами на коленке, усилиями отдельных лабораторий и даже институтов барьер не пробить, тут уже требуются всепланетные усилия, требующие симфонической координации и соответствующего объединения ресурсов. Что ни частным деятелям типа Маска, ни существующим корпорациям и государствам не под силу ни в каком виде.
Tags: мысли вслух
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments