Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

Охота на волков



Парадоксы жизни: большинство сохранившихся записей самого известного в отечественной истории автора-исполнителя — любительские, сделанные, как ныне модно выражаться, на утюг. Профессиональных же студийных записей до обидного мало — всего несколько десятков композиций наберётся (это у автора сотен песен), причём довольно значительная часть дошедших до публики копий весьма отвратительного качества. А это весьма интересная страница творчества Высоцкого.

Его сложишийся образ одиночки с гитарой многими воспринимается как единственно возможный и в своём роде канонический. Я тоже долгое время так считал, пока мне не попался сборник записей, собранный одним любителем по принципу студийности. И надо сказать, такой «электрический» Высоцкий мне понравился даже больше обычного (хотя, конечно, называть его электрическим неправильно — скорее «Высоцкий с сопровождением», поскольку сам он на электричке не играл, да и собственно электрические инструменты там не особо представлены). В сборнике были и мелодиевские записи с советского компакт-диска (да, в 1991 году издали такой, ещё Made in USSR) с оркестром Гараняна (пожалуй, это самые удачные записи в обсуждемом здесь аспекте), и записи сделанные во Франции.

Меня тема заинтересовала. Думаю, останься он живым, ему было куда расти в освоении новых пространств звучания. Конечно, одиночное исполнение часто звучит особо интимно, задушевно, искренно, а аскетическая скромность аккомпанемента оттеняет какие-то важные смысловые моменты. Некоторые любители авторской песни кажется даже фетишизируют такой подход. Но мне кажется, что большой художник не может ограничиваться только одним приёмом, ему требуется палитра выразительных средств и дополнительный состав инструментов мог их дать.

К сожалению, вдоволь поэксперементировать с этим Высоцкому было не суждено, то что получилось, как мне кажется, было во многом случайно и оттого сыровато. К тому же, скажем, французские записи с «Прерванного полёта» и «Натянутого каната» заметно отдавали кабацкой цыганщиной и эмигрантскими ресторанами, что отнюдь не соответствовало гражданскому пафосу его лучшей поэзии. Но технически те записи сделаны были отлично и в художественном плане, несмотря на запашок кабатчины, весьма интересны.

Среди зарубежных пластинок есть так называемая «канадская» — материал был записан в Канаде, издана во Франции. Называлась она просто «Vladimir Vissotsky» и среди любителей часто проходит под названием «RCA» — по названию выпустившей фирмы, которое было напечатано на лицевой стороне конверта вместе с именем Высоцкого. Честно говоря, как по мне, это не самые удачные версии песен, но эта один из тех немногих «настоящих» дисков. И там, кстати, присутствует пресловутое электричество. Правда, не знаю, записывались ли эти партии вообще в присутствии и с ведома Высоцкого или были наложены отдельно. Но как факт — такой раритет имеет место быть. Причём, как водится, с непростой судьбой: считается, что исходные записи были утеряны в ходе пертурбаций, связанных с перепродажей звукозаписывающей компании, поэтому на данный момент не осталось профессиональных носителей, с которых можно было бы делать качественные копии для переизданий. С большой вероятностью плёнки были просто выброшены в мусор. То что выходило на компактах многими ценителями оценивается как неудовлетворительное или откровенно дерьмовое. Так что спасение утопающих — дело рук самих утопающих и любители где могут достают оригинальные пластинки и оцифровывают.

У меня с этой пластинки была песня «Охота на волков», вошедшая в сборник «Избранное». Среди прочих входящих в него студийных более-менее прилично записанных песен она выделялась из ряда предельно гадостным звучанием (это не снобские придирки, она действительно хрипит и сипит), и мне очень захотелось заменить более пристойным вариантом. Хвала вышеупомянутым энтузиастам с известного трекера, нашлась оцифровка с диска, выкупленного на собранные ими деньги ажно во Франции. И мне повезло дважды — именно эта песня оказалась менее всего запилена. Я взял на себя смелость подчистить пару щелчков, после чего наступило щасте. Каковым по случаю дня рождения Владимира Семёновича и делюсь с вами.
Subscribe

  • (no subject)

    Слова ненависти: все выходные инета не было. Поносные им лучи.

  • (no subject)

    Кстати, по поводу ковидлы. Впрочем, не только неё. Приходится время от времени слышать что «лучше делать хоть что-то, чем ничего», поэтому, мол,…

  • (no subject)

    По поводу поста про ведьмовские процессы, мифы и шаблоны сознания среди прочих в комментариях была такая реплика: «Я не совсем понимаю Вашу иронию,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments