Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Орбита 9

Можно сказать, успел на поезд — сёдни у меня просмотр премьер 2017 года.

Вот давеча писал «Запад», «западное кино» — ну а так-то всё больше про Голливудск получалось. Ну может в старушке-Европе как-то иначе? И нет таки никакого единого «Запада», а везде свои особенности. Ага. Щаз. Вот хочется сказать чего-нибудь хорошего, а не получается. Засмотрел испанскую околокосмическую типа драму «Орбита-9». Как бы это сказать… Вот бывает унылое говно, которое с самого начала понятно, что унылое говно. А бывает иначе, тут оно не столько в процессе, сколько скорее по результату: вроде всё было у авторов, чтобы сделать что-то поинтереснее, и вроде делали, ан нет, как ни лепи — всё пулемёт коричневая масса получается.

Нет, ну вопросы о том можно ли ставить над людьми эксперименты и стоит ли цель средств — вопросы, конечно, правильные. Вот только привлекаемые для этого художественные средства… Хочется адекватности, а с нею всё ровно так же, как и писалось в предыдущих постах — очень уныло.

Начну с личного и издалека: не люблю авторов «Большого космического путешествия» за финал — это была откровенная подлость. И по сюжету, и по отношению к зрителям. Они лишили зрителя катарсиса, лишив мечты, грубо приземлив весь полёт фантазии. Это и по отношению к взрослым, прямо скажем, плохо, но в отношении основной аудитории — детей — антипедагогично и преступно. Вроде удара ногой в лицо во время поцелуя влюблённых. Если вы целитесь ввысь, то приземление возможно только по достижении цели. Приземлённый же реализм здесь оказывается пошленьким трусливым мещанством, что предельно плохой урок для подрастающего поколения — его получается с младых ногтей вводят в рамочки, убеждая что достижение мечты невозможно, выше головы не прыгнешь, всё тщёта, всё заранее расписано и предписано. Из чего следует, что мечтать высоко и далеко на самом деле не надо — всё равно будет облом, под сладкой облаткой горькая пилюля.

В этом есть и эстетически что-то отвратительное: вот ты только что был участником космического движения, равный всем несущимся в едином потоке круговорота Вселенной камням и звёздам, и даже большим их — потому что их движение слепо и бездумно, а ты сознательно выбрал и устремился к цели, презрев все данности, а тут хлоп — и весь космос схлопывается до какого-то бункера, а ты оказываешься чем-то вроде крота или крысы, обречённой всю свою серую жизнь крутится в темном и ограниченном мирке своей серой земляной норы.

Причём этим был погублен сам по себе вполне хороший и занимательный сюжет. Вот это ощущение развода при первом просмотре когда-то давно было самым сильным. А сейчас замечается ещё одна вещь: умненькие назидательные взрослые авторы даже как-то не поняли, что сама ситуация предельно неэтична: никакая чистота эксперимента и польза науки не могут оправдать враньё. Это принципиально: подстава подрывает доверие. А тут ничтоже сумняшеся некой остроумности ради устраивается такой поворот действа.

Не знаю, слыхали ли создатели что-нибудь про фильм по сценарию Михалкова, но подобный приём использовали и авторы «Орбиты 9» — несущийся где-то в пространстве корабль с героиней на борту оказался бункером-симулятором. Пожизненной тюрьмой для его единственной «пассажирки». Правда, в данном случае сам по себе такой поворот если и вводит сразу зрителя в уныние, то здесь это более-менее оправданно, поскольку из дальнейшего выясняется, что фильм с элементами антиутопии.

Между делом отмечу, что картина выглядит просто сборником идей из всех популярных фильмов: тут есть параллели и с вышеназванным БКП, и с недавними «Пассажирами», и даже в некоторых деталях с давишним польским кино-хитом «Секс-миссия», у нас более известным как «Новые амазонки» (хотя и только мельком — наземный выход из бункера) .

Далее с набором штампов у нас тоже всё в порядке: есть и влюблённый в героиню герой, и побег из бункера, и учёный злодей, из-за спины которого выглядывает грязное мурло корпораций, и даже клонирование приплетено. И это бы всё ладно. Но теперь я понимаю, чего каталонцы продули вчистую.

Вот как было бы в любом самом дурном американском боевике? При всём убожестве, в которое они там скатились, хоть карикатурно, бездарно, заезжено, но какие-то принципы остаются: как правило герои идут до последнего, готовы всех порвать и сами ставят голову за свободу. Назад — в тюрьму, концлагерь, «тоталитарное государство» — только ногами вперёд, в крайнем случае в бессознательном состоянии. Стоять на своём до последнего патрона, пока живётся и дышится. И не потому что такие сознательные, а просто пока всё ещё зритель платит за эпического героя. При всех наших извращениях мозга, где-то в глубине всё ещё живёт идеал из тех времён, когда говорить ещё умели не очень складно, но кто человек, а кто гондон различали уже очень чётко. И если в сейчас с этим в жизни туго, то надо это видеть хотя бы на экране.

А что здесь видим мы? Нет, ну понятно что в данных по сюжету раскладах главгерою не светит стрельба от живота в стиле Рэмбо и не класть ему одной обоймой взвод спецназовцев. Да и в вышепомянутых боевиках это вызывает насмешку и зевотное «не верю», но эпос стоит нестыковок и зрительских денежек. Но всё же, если не кулаками — так головой и тогда ждёшь авторского лихого изворота или хотя бы бога из машины, чего-то, что уравновесит всё и даст возможность хорошему парню навалять плохим. А здесь — хрен. Здесь уравновешивающий ход решён настолько дёшево и убого, что рукалицо мешает досматривать финал. И чего им добивается герой? Вот тут точно конечностей для фейспалмов не хватит никаких. Ибо выторговывает он… возращение в симулятор-тюрьму для себя вместе с любимой. Вместо пусть хренового, но мира и света, неба над головой, нам предлагают возвращение в крысиную нору. Эпический финал обычно не таков — не сдаётся врагу наш гордый «Варяг», пусть весь простреленный и истекающий, герой пусть оставшиеся последние пять минут жизни проживёт как человек, как свободный и гордый человек. А тут — добровольная замуровка в одиночную камеру на двоих с одним лишь только условием, что ребёнок таки увидит свет. По сути это эскапизм, побег от жизни, торжество обывательщины.

Вот в этом самое большое говно фильма. Искусство должно рождать если не ответы, то по крайней мере стремление к выходу на свет. А на это чем дальше, тем кажется всё более нынешние творцы неспособны. Тут, кстати, нельзя не отметить опять-таки ожидание апокалипсиса: всё действо происходит на фоне некой глобальной экологической катастрофы и желания человечества бежать от неё на другую планету, где начать всё сначала, чего ради собственно и производятся странные эксперименты по перенесению человеком длительных — длиной в полжизни — полётов. Угли под задницей уже горят — не у них, персонажей, а в нашей жизни у авторов, и всё, на что они оказываются способны — это оттранслировать ужас грядущего в своём, так сказать, творчестве, выходом из которого видится разве что побег — или на другой глобус, или поглубже в нору, в земное лоно. «Мама, роди меня обратно». Лишь бы самим ни за что не отвечать и не решать. Есть, в этом, кстати, и что-то от «Бегства мистера Мак-Кинли».

Нет, иногда думаешь: может авторы как раз и хотели, чтобы зритель об этом задумался? Однако, что-то подсказывает, что это слишком лукавое мудрствование, как кто-то сказал, «миром правит не тайная ложа, а явная лажа» и не надо выдумывать конспирологических многоходовок. Мне думается, время тайнописи между строк и игры аллюзиями давно прошло и всё явнее становится требование от искусства прямого и чёткого высказывания, недвусмысленной и определённой позиции. И если на экране показан зарывший в песок голову и подставивший задницу страус — не надо говорить, что автор имел ввиду на самом деле гуся, который на самом деле прекрасный лебедь. Ибо на экране — жопа.

Subscribe

  • (no subject)

    Народ, а есть ли какой-то редактор или IDE, заточенный на HTML, который умел бы сам обновлять ссылки во всех файлах проекта если изменилась…

  • (no subject)

    А заебали вы уже с вашим короновирусом, вакцинациями, хернациями и прочими мастурбациями. Просто достали. Когда утром на работу и вечером с работы…

  • A Whiter Shade of Pale [50th Anniversary Stereo Mix]

    Я знал, что это когда-нибудь случится — выйдет полная версия A Whiter Shade of Pale. Оригинал всегда вызывал ощущение, что песня словно обрезана на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments