Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

Уренгейт

Всё-таки стадное чувство — заразная вещь. Если не высказался по очередной модной теме в своём уютненьком — так чувствуешь себя прямо как одетый на нудистском пляже. Не в трендах. Хотя, впрочем, уже как-то высказался. Но, хотя накал очередной пятиминутки явно пошёл на спад, некоторые блогеры всё не могут попуститься и задрочили образ до неприличия, как любимую порнографическую открытку — аж смотреть не можется (скажем, многим известный автор с названием одной африканской страны в нике). Есть таки повод поучаствовать ещё.

И так, зачнём.

Не успели утихнуть страсти по конфедератскому мальчику, как нарисовался новый мем сезона — мальчик уренгойский. Что по этому поводу можно сказать? Во первых строках, само собой ритуальный, хотя вполне искренний «рот фронт»: «креатифф говно / автор мудак», и мальчик тоже — молодой подающий надежды карьерный жополиз.

Но, при всех вышеназванных достоинствах, мне так думается, что сие событие и с ним связанные совершенно почём зря переоценены и вовсе неверно квалифицированы. И внимания этому непропорционально много.

Наверное, эту квалификацию можно сформулировать попавшейся сегодня на глаза фразой: «В целом господа <…> вместе с Песковым, мэром Нового Уренгоя и другими олигархами и путинскими прихлебателями занимаются оправданием для российского общества пособников фашиского режима». Думаю, она будет достаточно типичной оценкой и самой речи, и последовавших гнилых отмазок. Как и типичен хор рассуждений об очередной итерации «окна Овертона», «нас готовят к покаянию перед фашистскими подонками» и т.д. и т.п.

Нет, граждане. Тут есть одна ошибочка: сия речь не то мальчика-гимназиста, не то мужа-студента, то ли 16-ти лет, то ли 21-го года, равно как и прочих членов делегации, вообще не предназначалась для российского общества или вообще кого-то из жителей б. СССР. Ею никто никого из вас к покаянию не готовил и не собирался. Этот текст вообще был не для внутреннего употребления — вот в чём прикол. Никто этим дорогих россиян не зомбировал. И даже не для внешнего употребления — врядли кто-то из обычных немцев, рядовых обывателей, вообще заметил данное событие. Это была дежурная здравица в конкретном месте в конкретное время, протокольная вежливость в рамках решения каких-то деловых вопросов, как я понял. Ну вроде как взрослые дяди и тёти любят на своих взрослых праздниках поставить дитё на табуреточку «Васенька, прочти нам стишок». А гости умилённо сюсюкают и треплют Васеньку за щёчку: «Какой милый мальчик, на, детка, возьми конфетку». Васеньки сказали ровно то, что принимающая сторона хотела услышать. Умаслили, так сказать. /По ассоциации уместно вспомнить и Мальчиша-плохиша с его бочкой варенья, и старый анекдот «Гут, Вольдемар, гут!»/ На то же, что там подумают где-то какие-то русские, слушателям глубоко было, есть и будет наплевать с самой высокой кирхи.

Они услышали то, что хотели услышать, то что соответствует их интересам. А что же они хотели услышать и в чём их интерес?

Давайте посмотрим сперва на сам текст, что же там такое было написано. Перессказывать содержание, думаю, особой нужды нет, равно как и анализировать запятые и точность кривеньких оборотов.

Кстати говоря, написано как будто действительно тупым школяром, настолько бездарен литературно и безблагодатен сей выпердыш русской словесности. Судя же потому что встречающаяся в интернете речь там же выступавшей девушки написана словно под копирку, писали это «школьники» под диктовку. А стилистику можно объяснить тем, что автор(ы) сочинял(и) текст, легко адаптируемый для перевода.

Но, боюсь, что это слишком льстящее самолюбию автора(-ов) объяснение, а реально он(и) действительно писал(и) как умел(и) — и тогда это очередное свидетельство деградации пресловутой «элиты» и её лакеев. Если во времена оны бойкость слога была в числе положительных качеств карьериста — при делании политики и бизнеса хорошо подвешанный язык вообще плюс, а самых бойких из них частенько сравнивали с хищниками — а хищники в природе демонстрируют определённую элегантность и то что можно было бы назвать творческой активностью в достижении цели, то нынешних сравнить можно только с глистами.

Потому что особенностью эволюции оных паразитов является то, что в отличие от прочей фауны, она заключалась не в усложнении, а в примитивизации, отпадении тех приспособлений, которые излишни для жранья в комфортных условиях и разножения, у них даже пищеварительной системы нет, они сами — сплошная пищеварительная система. В том числе примитивны или вовсе редуцированы органы чувств и нервная система — то есть зачатки того, что у более продвинутых организмов и даёт возможность к нестандартным реакциям и творческому подходу. Какая уж там творческая активность, элегантность охоты и прочий высокий штиль — соси да размножайся, не до куртуазных манер. Они вот и сосут.

Однако такое упрощённое безмозглое существование приводит к тому что жить они могут по единственному шаблону и не способны менять ни тактику, ни стратегию собственного выживания при изменении условий, то есть адекватно реагировать на вызовы. Так что когда поколение уренгойского мальчика сделает карьерку и займёт начальственные кресла, будут это редкостные дебилы, которым управление не то что государством или корпорацией, а смывом унитаза врядли будет под силу. С соответствующими последствиями. Но это так, к слову.

По сути всё написанное и сказанное в этой речи мы уже не раз в той или иной вариации слышали, в нём не озвучено ничего нового, никаких тезисов, которые бы не произносились за последнюю четверть века. Это вполне стандартный набор стереотипов, обычных мещанских штампов.

И самый главный штамп — это то, о чём, например, писал Анлазз в серии постов «Фантомы фанатизма»: «Таковой теорией и стал миф о неких мерзких фанатиках, на которых и лежит основная вина за все человеческие беды и напасти. Дескать, есть такие нехорошие люди, которых хлебом не корми – но дай разрушить существующий мир. <…> По каким причинам они это должны желать – не особенно важно, хотя обыкновенно считалось и продолжает считатся, что это «особенность их психики». Впрочем, в любом случае, эта самая страсть к разрушению неизбежно приводит фанатиков к конфликту с окружающим миром – и тут или мир должен «дать по рогам» извращенцу, или они его приведут к неизбежной гибели».

Отмечу как самое важное для нашего рассмотрения в этом обывательском мифе то, что те «фанатики» — это нечто пришлое, внешнее, привнесённое со стороны в нормальный размеренный ход жизни. Вообще, это некий обобощённый образ восприятия такого мещанского сознания — понимать все явления как воздействие сторонних сил, от бога и судьбы до жидомасонского заговора, внутренних системных связей для такого сознания не существует. Если в кране нет воды — значит… ну как минимум вредители. Неурожай, мор — понятно, ведьмы наколдовали. Таким образом обыватель оказывается субъектом бесконечного числа каких-то сторонних воздействий, безответной игрушкой внешних сил. Что не только устраняет тягостную необходимость делать интеллектуальные усилия по осознанию окружающей реальности, но и снимает с обывателя всякую свою ответственность за происходящее.

Гитлер, нацисты и нацизм — это как раз такие посторонние фанатики и внешняя сила, нечто почти стихийное и случайное — ну вот случилося с немцами такое несчастье. Подобное понимание природы нацизма и гитлеровского режима — это вообще типичное «слепое пятно» западной идеологии и массового сознания вообще, там, кажется, этот штамп возведён в абсолют. Нацизм — это нечто не только тёмное, но и предельно иррациональное. И, скажем, кино завораживается этим ужасом и этой иррациональностью, пытается искать что-то там во фрейдистских глубинах, скрести по подонкам души, но все отсылки к психоаналитике скорее не столько что-то объясняют, сколько просто выступают наукообразным символом этой необъяснимой иррациональности, суррогатом объяснения, типа раз мы намекнули на комплексы героя и его, скажем, детские проблемы, как то-то и то-то толкуется ну хотя бы по тому же Фрейду — значит теперь всё понятно, мы объяснили отчего это произошло. Хотя на самом деле ни черта понятно не стало, потому что на детские травмы или что-то ещё в этом духе можно свалить больную голову вот данного конкретного эсэсовца, но никак не сумашествие целой общественной системы. Но страх получить истинный ответ страшнее всякого неведения и он топится в пучинах множества изощрённых и не очень теорий. Проще уж, к примеру, всё спихнуть на имманентно злую природу человека, чем взглянуть на эти причины.

А теперь эта господствующая обывательщина стала мейнстримом и в нашем доме. Если при Советском Союзе требовали — хотя бы формально — всё таки системного и научного подхода в объяснении явлений окружающего нас мира, то теперича это не нужно и даже вредно — от многих знаний многия печали подчинённым и начальству огорчение.

И этот мещанский мейнстрим был в очередной раз оттранслирован в этой речи. Что логично и закономерно: мещанство — духовная суть существующего общественного порядка вообще и суть правящего класса в частности. Эта речь им совершенно органична и, как модно сейчас говорить, релевантна.

И это ровно то, чего от них ждали в бундестаге. Они это хотели услышать — и услышали. Тут полная симфония. Бальзам на сердце и приятное организаторам.

Так какой же интерес германской стороны? Даже не в том, чтобы оправдать тех немцев, подыхавших от голода и холода под аккомпанемент «сталинских органов» под Сталинградом, и тех, кто не подохнув там, подохнул уже в плену, когда многих из них уже невозможно было откачать (да, вот почему-то все высказывавшиеся бурно патриоты забыли об этой вещи, которая всего-то пару лет назад в словесных баталиях со всякими резуноидами и иже от зубов отскакивала: высокая смертность сталинградских пленных — это в первую очередь следствие перенесённого голода и прочих нагрузок, катастрофических для здоровья в тех совсем нездоровых условиях боевых действий, в которые их загнала «фанатическая воля фюрера» и собственная дурость и раболепие перед начальством, несгибаемые даже тогда, когда встал выбор между тем подохнуть ли как собакам, тяня кота за яйца или поотрывать головы отцам-командирам, перебить «особистов» и сдаться в плен). А в том, что они хотели бы замять базар. Забыть уже про это всё. Думаю, им поминание гитлеровского наследства и комплекса вины как изрядно поднадоели, так и мешают решению каких-то более практических вопросов. Может на Западе кто-то и хочет видеть сваленным всё с больной германской головы на тогдашнюю советскую и по наследству — российскую. Очень может быть. Однако я не думаю, что во Франции, Великобритании, Штатах и ещё ряде стран кто-то хочет, чтобы немцы забывали что они должны — им, естественно, вышеперечисленным, не нам. Как скажем, обе Кореи или Китай не хотят ничего забывать Японии. И отнюдь не потому что пепел жертв сексуального рабства стучит в горячие сердца тамошних патриотов. Есть и более материальные и веские для уважаемых людей причины. Скажем, повод для давления на торгового партнёра и конкурента. Поэтому в германских коридорах власти будут хотеть услышать и что-нибудь другое, желательно, чтобы этому было какое-то широкое признание, создан прецендент.

А вы что думали? Что кто-то там дрочит на реституции, контрибуции и прочие покаянные выплаты, мечтая прикарманить охрененные достатки и прибытки Нечерноземья? Ребята, ну это же не того уровня игроки. Вы фильтруйте влажные фантазии какого-нибудь прибалтийского Жириновского и разборки людей серьёзных, секс ну хотя бы Франция — Германия или там Германия — Штаты — это порно более высокого класса, чем переснятые чёрно-белые игральные карты с голыми девками на фотобумаге в электричке из-под полы.

Это один момент.

А другой, он более общего свойства. Я не уверен, что сами заинтересованные лица и круги, ими представляемые, это так формулируют или даже внятно осознают, но полагаю, что вот это филистерское понимание нацизма как чего-то постореннего снимает ответственность не только с отдельной персоны испытывающего подобное заблуждение обывателя, но и с системы, объединяющей этих обывателей, а это тем, кто наверху, гораздо важнее.

Вышеназванное «слепое пятно», более смахивающее на бельмо, на самом деле секрет Полишинеля и заключается в классовой сущности общества, его классовых противоречиях и интересах правящего класса. Это очень во всех отношениях удобная позиция — свалить всё на Гитлера, на обстоятельства — т.е. на случайность, на фанатизм каких-то отдельных лиц и слоёв, но никак не видеть в этом закономерности. Потому что если её видеть, закономерность эту — тогда придётся вспомнить про Круппов и прочих многих уважаемых и обеспеченных людей, капиталы которых или сильно приумножились, или начали коваться именно тогда, при фанатике Гитлере. А они — так, просто рядом оказались. Ну чисто случайно, Рафик неувиноватый. Ага.

Это ещё и вопрос легитимности существующего государства, поскольку ФРГ фактически наследует Третьему Рейху. Если у Германии с образованием ГДР была возможность альтернативы и отказа от этого пахучего наследства, возможность без унижения и равноправно с другими строить новый мир, стоящий на совершнно иных основаниях, то ФРГ это наследство впитало, когда втихую, а когда открыто напрямую, даже со скандалами, которые однако нимало не повлияли на курс, и, главное, унаследовала общественно-экономический строй. Причём с самой активной поддержкой Соединённых Штатов. У любого разумного человека, а тем более у самих немцев, это должно бы вызывать вопросы: почему пособники — и будем говорить прямо — заказчики нацизма и их наследники сохранили свои капиталы и влияние в обществе, являясь фактическими хозяевами страны? И почему эта страна обречена метаться между интересами хозяев местных и заокеанских — это ли национальная независимость? И в конце концов почему она лишилась своей возможности на действительно светлое будущее, и мается в тормансианской суете настоящего? А убийство ГДР действительно лишило немцев надежды на своё, подлинно народное социалистическое немецкое государство. Как смерть Союза зашвырнула нас — как иной раз кажется — в параллельную реальность бесконечного кошмарного сна, так ведь произошло и с другими, пусть даже мало кто это понял. Как СССР был альтернативой беспросветности Российской империи и шансом на прорыв в бесконечность, так и у немцев был такой же шанс оторваться от всей имперской рухляди и выйти — вместе с нами между прочим — на путь к звёздам.

Это такие вопросы, о которых задумываться очень вредно, их даже формулировать невозможно, их надо всячески гнать подальше и давать какие-то другие ответы. И потому уренгойские мальчики ещё не раз выступят с елейными речами.
Subscribe

  • Ежи Пшезьдзецкий — «Конец»

    Замечательная обложка. Что там в книге не знаю, но чисто визуально тут все прекрасно и как нельзя кстати сейчас — характеризует эпоху, хоть и не ту,…

  • (no subject)

    Народ, а есть ли какой-то редактор или IDE, заточенный на HTML, который умел бы сам обновлять ссылки во всех файлах проекта если изменилась…

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Ежи Пшезьдзецкий — «Конец»

    Замечательная обложка. Что там в книге не знаю, но чисто визуально тут все прекрасно и как нельзя кстати сейчас — характеризует эпоху, хоть и не ту,…

  • (no subject)

    Народ, а есть ли какой-то редактор или IDE, заточенный на HTML, который умел бы сам обновлять ссылки во всех файлах проекта если изменилась…

  • Без пяти пятьдесят

    Дзинь!