Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

Уренгейт

Всё-таки стадное чувство — заразная вещь. Если не высказался по очередной модной теме в своём уютненьком — так чувствуешь себя прямо как одетый на нудистском пляже. Не в трендах. Хотя, впрочем, уже как-то высказался. Но, хотя накал очередной пятиминутки явно пошёл на спад, некоторые блогеры всё не могут попуститься и задрочили образ до неприличия, как любимую порнографическую открытку — аж смотреть не можется (скажем, многим известный автор с названием одной африканской страны в нике). Есть таки повод поучаствовать ещё.

И так, зачнём.

Не успели утихнуть страсти по конфедератскому мальчику, как нарисовался новый мем сезона — мальчик уренгойский. Что по этому поводу можно сказать? Во первых строках, само собой ритуальный, хотя вполне искренний «рот фронт»: «креатифф говно / автор мудак», и мальчик тоже — молодой подающий надежды карьерный жополиз.

Но, при всех вышеназванных достоинствах, мне так думается, что сие событие и с ним связанные совершенно почём зря переоценены и вовсе неверно квалифицированы. И внимания этому непропорционально много.

Наверное, эту квалификацию можно сформулировать попавшейся сегодня на глаза фразой: «В целом господа <…> вместе с Песковым, мэром Нового Уренгоя и другими олигархами и путинскими прихлебателями занимаются оправданием для российского общества пособников фашиского режима». Думаю, она будет достаточно типичной оценкой и самой речи, и последовавших гнилых отмазок. Как и типичен хор рассуждений об очередной итерации «окна Овертона», «нас готовят к покаянию перед фашистскими подонками» и т.д. и т.п.

Нет, граждане. Тут есть одна ошибочка: сия речь не то мальчика-гимназиста, не то мужа-студента, то ли 16-ти лет, то ли 21-го года, равно как и прочих членов делегации, вообще не предназначалась для российского общества или вообще кого-то из жителей б. СССР. Ею никто никого из вас к покаянию не готовил и не собирался. Этот текст вообще был не для внутреннего употребления — вот в чём прикол. Никто этим дорогих россиян не зомбировал. И даже не для внешнего употребления — врядли кто-то из обычных немцев, рядовых обывателей, вообще заметил данное событие. Это была дежурная здравица в конкретном месте в конкретное время, протокольная вежливость в рамках решения каких-то деловых вопросов, как я понял. Ну вроде как взрослые дяди и тёти любят на своих взрослых праздниках поставить дитё на табуреточку «Васенька, прочти нам стишок». А гости умилённо сюсюкают и треплют Васеньку за щёчку: «Какой милый мальчик, на, детка, возьми конфетку». Васеньки сказали ровно то, что принимающая сторона хотела услышать. Умаслили, так сказать. /По ассоциации уместно вспомнить и Мальчиша-плохиша с его бочкой варенья, и старый анекдот «Гут, Вольдемар, гут!»/ На то же, что там подумают где-то какие-то русские, слушателям глубоко было, есть и будет наплевать с самой высокой кирхи.

Они услышали то, что хотели услышать, то что соответствует их интересам. А что же они хотели услышать и в чём их интерес?

Давайте посмотрим сперва на сам текст, что же там такое было написано. Перессказывать содержание, думаю, особой нужды нет, равно как и анализировать запятые и точность кривеньких оборотов.

Кстати говоря, написано как будто действительно тупым школяром, настолько бездарен литературно и безблагодатен сей выпердыш русской словесности. Судя же потому что встречающаяся в интернете речь там же выступавшей девушки написана словно под копирку, писали это «школьники» под диктовку. А стилистику можно объяснить тем, что автор(ы) сочинял(и) текст, легко адаптируемый для перевода.

Но, боюсь, что это слишком льстящее самолюбию автора(-ов) объяснение, а реально он(и) действительно писал(и) как умел(и) — и тогда это очередное свидетельство деградации пресловутой «элиты» и её лакеев. Если во времена оны бойкость слога была в числе положительных качеств карьериста — при делании политики и бизнеса хорошо подвешанный язык вообще плюс, а самых бойких из них частенько сравнивали с хищниками — а хищники в природе демонстрируют определённую элегантность и то что можно было бы назвать творческой активностью в достижении цели, то нынешних сравнить можно только с глистами.

Потому что особенностью эволюции оных паразитов является то, что в отличие от прочей фауны, она заключалась не в усложнении, а в примитивизации, отпадении тех приспособлений, которые излишни для жранья в комфортных условиях и разножения, у них даже пищеварительной системы нет, они сами — сплошная пищеварительная система. В том числе примитивны или вовсе редуцированы органы чувств и нервная система — то есть зачатки того, что у более продвинутых организмов и даёт возможность к нестандартным реакциям и творческому подходу. Какая уж там творческая активность, элегантность охоты и прочий высокий штиль — соси да размножайся, не до куртуазных манер. Они вот и сосут.

Однако такое упрощённое безмозглое существование приводит к тому что жить они могут по единственному шаблону и не способны менять ни тактику, ни стратегию собственного выживания при изменении условий, то есть адекватно реагировать на вызовы. Так что когда поколение уренгойского мальчика сделает карьерку и займёт начальственные кресла, будут это редкостные дебилы, которым управление не то что государством или корпорацией, а смывом унитаза врядли будет под силу. С соответствующими последствиями. Но это так, к слову.

По сути всё написанное и сказанное в этой речи мы уже не раз в той или иной вариации слышали, в нём не озвучено ничего нового, никаких тезисов, которые бы не произносились за последнюю четверть века. Это вполне стандартный набор стереотипов, обычных мещанских штампов.

И самый главный штамп — это то, о чём, например, писал Анлазз в серии постов «Фантомы фанатизма»: «Таковой теорией и стал миф о неких мерзких фанатиках, на которых и лежит основная вина за все человеческие беды и напасти. Дескать, есть такие нехорошие люди, которых хлебом не корми – но дай разрушить существующий мир. <…> По каким причинам они это должны желать – не особенно важно, хотя обыкновенно считалось и продолжает считатся, что это «особенность их психики». Впрочем, в любом случае, эта самая страсть к разрушению неизбежно приводит фанатиков к конфликту с окружающим миром – и тут или мир должен «дать по рогам» извращенцу, или они его приведут к неизбежной гибели».

Отмечу как самое важное для нашего рассмотрения в этом обывательском мифе то, что те «фанатики» — это нечто пришлое, внешнее, привнесённое со стороны в нормальный размеренный ход жизни. Вообще, это некий обобощённый образ восприятия такого мещанского сознания — понимать все явления как воздействие сторонних сил, от бога и судьбы до жидомасонского заговора, внутренних системных связей для такого сознания не существует. Если в кране нет воды — значит… ну как минимум вредители. Неурожай, мор — понятно, ведьмы наколдовали. Таким образом обыватель оказывается субъектом бесконечного числа каких-то сторонних воздействий, безответной игрушкой внешних сил. Что не только устраняет тягостную необходимость делать интеллектуальные усилия по осознанию окружающей реальности, но и снимает с обывателя всякую свою ответственность за происходящее.

Гитлер, нацисты и нацизм — это как раз такие посторонние фанатики и внешняя сила, нечто почти стихийное и случайное — ну вот случилося с немцами такое несчастье. Подобное понимание природы нацизма и гитлеровского режима — это вообще типичное «слепое пятно» западной идеологии и массового сознания вообще, там, кажется, этот штамп возведён в абсолют. Нацизм — это нечто не только тёмное, но и предельно иррациональное. И, скажем, кино завораживается этим ужасом и этой иррациональностью, пытается искать что-то там во фрейдистских глубинах, скрести по подонкам души, но все отсылки к психоаналитике скорее не столько что-то объясняют, сколько просто выступают наукообразным символом этой необъяснимой иррациональности, суррогатом объяснения, типа раз мы намекнули на комплексы героя и его, скажем, детские проблемы, как то-то и то-то толкуется ну хотя бы по тому же Фрейду — значит теперь всё понятно, мы объяснили отчего это произошло. Хотя на самом деле ни черта понятно не стало, потому что на детские травмы или что-то ещё в этом духе можно свалить больную голову вот данного конкретного эсэсовца, но никак не сумашествие целой общественной системы. Но страх получить истинный ответ страшнее всякого неведения и он топится в пучинах множества изощрённых и не очень теорий. Проще уж, к примеру, всё спихнуть на имманентно злую природу человека, чем взглянуть на эти причины.

А теперь эта господствующая обывательщина стала мейнстримом и в нашем доме. Если при Советском Союзе требовали — хотя бы формально — всё таки системного и научного подхода в объяснении явлений окружающего нас мира, то теперича это не нужно и даже вредно — от многих знаний многия печали подчинённым и начальству огорчение.

И этот мещанский мейнстрим был в очередной раз оттранслирован в этой речи. Что логично и закономерно: мещанство — духовная суть существующего общественного порядка вообще и суть правящего класса в частности. Эта речь им совершенно органична и, как модно сейчас говорить, релевантна.

И это ровно то, чего от них ждали в бундестаге. Они это хотели услышать — и услышали. Тут полная симфония. Бальзам на сердце и приятное организаторам.

Так какой же интерес германской стороны? Даже не в том, чтобы оправдать тех немцев, подыхавших от голода и холода под аккомпанемент «сталинских органов» под Сталинградом, и тех, кто не подохнув там, подохнул уже в плену, когда многих из них уже невозможно было откачать (да, вот почему-то все высказывавшиеся бурно патриоты забыли об этой вещи, которая всего-то пару лет назад в словесных баталиях со всякими резуноидами и иже от зубов отскакивала: высокая смертность сталинградских пленных — это в первую очередь следствие перенесённого голода и прочих нагрузок, катастрофических для здоровья в тех совсем нездоровых условиях боевых действий, в которые их загнала «фанатическая воля фюрера» и собственная дурость и раболепие перед начальством, несгибаемые даже тогда, когда встал выбор между тем подохнуть ли как собакам, тяня кота за яйца или поотрывать головы отцам-командирам, перебить «особистов» и сдаться в плен). А в том, что они хотели бы замять базар. Забыть уже про это всё. Думаю, им поминание гитлеровского наследства и комплекса вины как изрядно поднадоели, так и мешают решению каких-то более практических вопросов. Может на Западе кто-то и хочет видеть сваленным всё с больной германской головы на тогдашнюю советскую и по наследству — российскую. Очень может быть. Однако я не думаю, что во Франции, Великобритании, Штатах и ещё ряде стран кто-то хочет, чтобы немцы забывали что они должны — им, естественно, вышеперечисленным, не нам. Как скажем, обе Кореи или Китай не хотят ничего забывать Японии. И отнюдь не потому что пепел жертв сексуального рабства стучит в горячие сердца тамошних патриотов. Есть и более материальные и веские для уважаемых людей причины. Скажем, повод для давления на торгового партнёра и конкурента. Поэтому в германских коридорах власти будут хотеть услышать и что-нибудь другое, желательно, чтобы этому было какое-то широкое признание, создан прецендент.

А вы что думали? Что кто-то там дрочит на реституции, контрибуции и прочие покаянные выплаты, мечтая прикарманить охрененные достатки и прибытки Нечерноземья? Ребята, ну это же не того уровня игроки. Вы фильтруйте влажные фантазии какого-нибудь прибалтийского Жириновского и разборки людей серьёзных, секс ну хотя бы Франция — Германия или там Германия — Штаты — это порно более высокого класса, чем переснятые чёрно-белые игральные карты с голыми девками на фотобумаге в электричке из-под полы.

Это один момент.

А другой, он более общего свойства. Я не уверен, что сами заинтересованные лица и круги, ими представляемые, это так формулируют или даже внятно осознают, но полагаю, что вот это филистерское понимание нацизма как чего-то постореннего снимает ответственность не только с отдельной персоны испытывающего подобное заблуждение обывателя, но и с системы, объединяющей этих обывателей, а это тем, кто наверху, гораздо важнее.

Вышеназванное «слепое пятно», более смахивающее на бельмо, на самом деле секрет Полишинеля и заключается в классовой сущности общества, его классовых противоречиях и интересах правящего класса. Это очень во всех отношениях удобная позиция — свалить всё на Гитлера, на обстоятельства — т.е. на случайность, на фанатизм каких-то отдельных лиц и слоёв, но никак не видеть в этом закономерности. Потому что если её видеть, закономерность эту — тогда придётся вспомнить про Круппов и прочих многих уважаемых и обеспеченных людей, капиталы которых или сильно приумножились, или начали коваться именно тогда, при фанатике Гитлере. А они — так, просто рядом оказались. Ну чисто случайно, Рафик неувиноватый. Ага.

Это ещё и вопрос легитимности существующего государства, поскольку ФРГ фактически наследует Третьему Рейху. Если у Германии с образованием ГДР была возможность альтернативы и отказа от этого пахучего наследства, возможность без унижения и равноправно с другими строить новый мир, стоящий на совершнно иных основаниях, то ФРГ это наследство впитало, когда втихую, а когда открыто напрямую, даже со скандалами, которые однако нимало не повлияли на курс, и, главное, унаследовала общественно-экономический строй. Причём с самой активной поддержкой Соединённых Штатов. У любого разумного человека, а тем более у самих немцев, это должно бы вызывать вопросы: почему пособники — и будем говорить прямо — заказчики нацизма и их наследники сохранили свои капиталы и влияние в обществе, являясь фактическими хозяевами страны? И почему эта страна обречена метаться между интересами хозяев местных и заокеанских — это ли национальная независимость? И в конце концов почему она лишилась своей возможности на действительно светлое будущее, и мается в тормансианской суете настоящего? А убийство ГДР действительно лишило немцев надежды на своё, подлинно народное социалистическое немецкое государство. Как смерть Союза зашвырнула нас — как иной раз кажется — в параллельную реальность бесконечного кошмарного сна, так ведь произошло и с другими, пусть даже мало кто это понял. Как СССР был альтернативой беспросветности Российской империи и шансом на прорыв в бесконечность, так и у немцев был такой же шанс оторваться от всей имперской рухляди и выйти — вместе с нами между прочим — на путь к звёздам.

Это такие вопросы, о которых задумываться очень вредно, их даже формулировать невозможно, их надо всячески гнать подальше и давать какие-то другие ответы. И потому уренгойские мальчики ещё не раз выступят с елейными речами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments