Главное ощущение: «Не верю!» © И не потому что игра актёров какая-то не такая или постановка кривая — об этом вообще говорить нет смысла. Потому что когда проблемы с основным — со смыслом, то всё остальное повисает в воздухе, и достоинства, и недостатки. А здесь самая главная проблема — утрачен общественный контекст. Если в семидесятом году безусловно было понятно чтО хотел сказать Куваев и о чём он писал, то сейчас все те смыслы в нынешнем окружении выглядят окровенно чужеродно и потому вся самоотверженность и энтузиазм героев произведения выглядят фальшиво. Не не той фальшью злой карикатуры и абсурдного гротеска, которым полна откровенная антисоветчина, а которая равнодушная, безэмоциональная просто в силу далёкости всего сюжета от всяких реалий жизни снимавших картину авторов — и зрителей тоже.
Пафос Куваева диаметрально противоположен и враждебен нынешним ценностям. Ведь вся деятельность, изображённая в книге, имеет смысл только при условии, что это делается для всеобщего блага. Каковое является необходимым условием и блага личного, которое проистекает из этого всеобщего. А это в фильме полностью отсутствует. У современного человека вызывает только циничную усмешку всякий энтузиазм, направленный не на свой, а на государственный карман — потому что каждый прекрасно понимает, что нет никакого государственного кармана, а есть хитрая система перераспределения плодов труда всех в частные карманы немногих — хотя далеко не все в состоянии это сознательно сформулировать. А при таких условиях самоотверженность равноценна идиотии — только дурак будет искренне напрягаться на чужого дядю. Одно дело, когда ты просто вынужден продавать себя за гроши, а другое дело когда искренне отрываешь от себя кусок — за который никогда не получишь равноценного обмена. Такой подход в существующем обществе равноценен самоубийству. Поэтому попытки славить некий абстрактный труд вне внятного обозначения цели этого труда будут в лучшем случае просто нелепы, а в худшем — откровенным пропагандонством. Мало того что тебя постоянно обирают, так ещё, сука, радуйся этому! Им мало трахнуть наше тело, им почему-то ещё всегда надо ебать наши души.
Поэтому, чтобы там не напевали всякие знатные самопровозгашённые критики, вроде Колобка, получилось в очередной раз фуфло. Не то что бы плохо, а никак. Вот никак. Пусто. Нет радости, нет катарсиса, никуда не зовёт.