В частности, вот Антон сделал очередной «ход» в этой дискуссии. Достаточно красноречивый, со многим можно и даже нужно согласиться. Но вот высказался он не о том, вовсе не по заявленной теме. Неосознанно вышла подмена объектов рассмотрения, перенесение отношения к пресловутому сталинизму и «сталинской этике» на отношение вообще к той эпохе и пониманию её характера. Впрочем, тут надо отметить изначально размытость понятий и терминов, которые подразумевают совершенно разные, а то и диаметрально противоположные вещи. Одни под сталинизмом и всеми связанными с ним вошедшими в широкое обращение словесными оборотами подразумевают на самом деле не столько личность конкретно И. В. Джугашвили, сколько прогрессивный заряд и созидательный потенциал первых десятилетий советской эпохи. Но в их головах это слито в нечто неразрывное и они склонны видеть в этом тождество и синонимы. В то время как оппоненты подразумевают под этим сугубо негативные тенденции советского общества, которые не только символически, но и напрямую так же неразрывно связаны с этим именем.
Необходимо отметить, что одним из самых модных аргументов сезона стало то, что можно кратко сформулировать как «на его месте так поступил бы каждый». То есть что в данных исторических условиях любой руководитель действовал бы в рамках примерно одного коридора возможностей и эти действия были точно так же в том числе и жестоки и даже преступны в каких-то случаях.
В тоже время Антон пишет: «То, что — несмотря на все мерзости, творимые и «наверху», и «внизу» — это было время снижения уровня Инферно, время развития негэнтропийных, протокоммунистических отношений, время, когда люди становились лучше. И да — Сталин мог вести себя, как последняя сволочь, более того, как последняя сволочь могли вести себя разного рода «начальники» на самых различных уровнях – но сути указанного процесса это не отменяло».
То есть это нас подводит к той же мысли, но с другой стороны: что любой руководитель в тех исторических условиях вынужден был бы делать и что-то действительно на пользу коммунизма вообще и развития страны в частности (хотя, стоит в скобках отметить что это далеко не тождественные вещи и даже не вытекающие необходимо одно из другого — великие государства много кто возглавлял и вёл к «успеху» — но это, как гласит любимая присказка Антона, тема для отдельного разговора). Поэтому, если нас в модном ныне духе призывают рассуждать, мол, так бы поступал на его месте каждый, подразумевая, разумеется преступления и подлости, которые они стремятся обелить и оправдать, мол тут не надо всё сводить на личности, то тогда давайте поступать в таком духе последовательно до конца — значит и в успехах никакой особой личной заслуги никакого вождя нет, так на его месте поступил бы каждый. В развитии был социальный заказ, так сказать, и такой силы и мощности, что это неотменимо никакими частностями (хотя эти частности и изрядно подгаживали).
Но коли так — так и давайте перестанем называть и эту эпоху сталинской — раз тут дело не в отдельных личностях, и отделим наконец зёрна от плевел — коммунистическая этика — это коммунистическая этика, а «сталинская этика» — это оксюморон, эвфемизм для неэтичности и говоря попросту подлости. Но даже если кто-то не согласен с таковым пониманием, то уж он должен в любом случае согласиться с тем, что словосочетание «сталинская этика» применимо исключительно к этике лично товарища Сталина и тех людей, которые разделяли её принципы, а не всех тех миллионов, которые сделали ту эпоху особенной.
От себя лично замечу, что заслуги всех тех миллионов и так уже при жизни данного деятеля были всецело приписаны ему, который поминался во первых строках, аки бог какой. А народ, который на словах прославлялся изо всех утюгов — он в любом случае безымянен, как тот неизвестный солдат. Отдельные выдающиеся представители, вроде Стаханова, не в счёт, ибо их, всем известных, единицы, а непопавших на первые полосы неизвестных героев — миллионы. Так что много чести какому угодно отдельному лицу в том, чтобы целую эпоху и её достижения связывали с этой отдельной персоной, хотя бы даже чисто символически, на уровне терминов.