Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Пару слов за «Забриски пойнт»

Ещё во времена Редара хотел «Забриски пойнт» выложить. Так и не собрался — слишком сложно и неподъёмно казалось писать про фильмы известные, которые в каталогах идут в разделах «Классика», образцово-показательно восстановлены, на обложках дисков названия печатаются в золотых рамочках, а сами они изучены всякими киноведами, кажется, до миллиметра, вдоль и поперёк. Написав про такой, рискуешь оказаться в роли презентующего букварь.

Есть, впрочем, и менее титулованные, но тоже сложные, потому что писать надо или слишком много, или останутся в основном междометия. Да и честно говоря, далеко не всегда сам можешь сказать, что же ты там понял. Бывает какой-то кадр, настроение, сцена, гэг остаются в памяти долгие годы, но внятно объяснить почему же в этом что-то особенное наверное бы не смог.

Так и с этим фильмом. Выцеживать какую-то мораль из себя тяжело, зато иной раз хочется цитировать. Иной раз очень хочется посмотреть с друзьями, последить за их лицами, реакцией, посверять свои эмоции и выводы. Но, увы, те, с кем бы хотел это сделать — далеко, случая не случается, а специально писать, кидать ссылки, тормошить «ну посмотрите» да «отчитайтесь» было бы слишком назойливо, особенно если не уверен, что вещь окажется в их вкусе. К тому же фильм довольно длинный и несколько затянут. Хотя какие-то сцены можно было бы показать вне всякого сомнения. Но вот как это бывает со многими талантливыми произведениями, очень трудно выдирать из контекста, потому что для восприятия какой-то особо яркой сцены нужно быть подготовленным проживанием всего предшествующего сцене материала, хоть бы он и был может быть большую часть времени скучноват.

Скажем, знаменитый финальный взрыв и полёт вещей — сцена потрясающая, в некотором роде каноническая, но смысл её и накал эмоций без предыдущего просто останется непрочуствованными. Или, скажем, эпизод с просмотром рекламного ролика в офисе — по сути это самостоятельное произведение, на язык прямо просится «пластмассовый мир победил, макет оказался сильней», но сам по себе он всё же не совсем то.

Но лично для меня откровением был финал. Даже не сам финал, а песня “So young” в исполнении Роя Орбисона в финальных титрах, этот вот пламенеющий закат и звенящая в нём песня. С нею связана любопытная история: говорят, что эту песню впихнуло начальство MGM без согласия Антониони. У него был свой, по своему тоже впечатляющий финал: закат горел под завершение прерванной композиции Пинк Флойд, сопровождавшей последовательность взрывов. Однако студийное начальство якобы вдруг обнаружило, что бабки в картину уже вбуханы, а там нет ни одной композиции в исполнении артистов из обоймы самой MGM, каковой косяк решено было непременно исправить.

Действительно, пение Орбисона выглядит там неожиданно. Но я про эту историю ничего не знал и принял всё за чистую монету. И был восхищён — песня мне очень понравилась. И очень удивился, когда в официальном сборнике музыки из фильма её не оказалось. Пришлось изрядно порыться, чтобы хотя бы узнать что за песня — в титрах её нет. При чём на альбомах Орбисона она тоже не издавалась, не во всяких даже дискографиях указывается, поскольку вышла синглом и найти её можно разве что во всяких полных собраниях сочинений. Благо, таковые всё-таки существуют. Надо сказать, что отзывы по этому поводу часто встречаются в том духе, что Орбисона мы конечно любим, но здесь воще не в тему, потому как слащаво, банально, короче «они всио испортили». И вроде сам Антониони был весьма недоволен. После чего я подумал, что даже великие художники не всегда понимают своё счастье: ведь только эта песня не позволяет сомкнуться над зрителем полной безнадёге и даёт надежду после в общем-то мрачного развития сюжета и печального завершения истории. Конечно, возвышенный её пафос прямо серпом по яйцам фанатам грубой прозы жизни, рыцарям постмодернистского дерьма и любителям опускать ниже плинтуса даже небо. Но без неё, у меня создалось впечатление, большого произведения сильного мастера просто бы не было. Да, отмечали бы в учебниках, славили в биографиях, но больше бы этому фильму было место с библиотеке публицистики, чем в художественной галерее.

А чего я собственно про него вспомнил сегодня? Да просто в связи с сообщениями о сегодняшней попытке «Антикапа» всплыл по ассоциации эпизод из фильма. Ну раз уж всплыл, то и вообще что-то сказать повод. А то и Редара давно нет, и написать нечто обширное на тему я врядли когда уже соберусь, а так к слову пришлось.



Кстати, по поводу эпизода. Он сам по себе любопытный, и знаменитый диалог
«— Род занятий?
— Ассоциированный профессор истории.
— Это слишком длинно, Билл. Проставлю просто «клерк»
доставит лулзы ценителям.

Но меня он заинтересовал скорее кинематографически, одним малюсеньким кадром: сцена у полицейских автобусов, где полисмен весело треплется с девицей в автозаке. Сценка вроде секундная, но как подчёркивает всю нудную рутину происходящего, весь этот конвеер круговорота пикетов, демонстраций, облав и обезьянников в участках!

ZP_2059


Ну и что б два раза не вставать: «пластмассовый мир победил»



So young
Subscribe

  • Альянс — На заре (1987)

    Увидел у alien3 этот клип и понял, что надо бы наконец написать. Никогда не был поклонником «Альянса», мало что знаю про эту группу, не скажу,…

  • «Либермановская» реформа

    В очередной статье Анлазза, как водится, походя была помянута пресловутая «либермановская реформа». По каковому поводу хочу высказать пару «фе».…

  • (no subject)

    А фонариками в небо — это мощный креатив. Такой ядрёный карго-культ с недвусмысленным символизмом, мне вот чисто интересно: они откуда и каких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment