Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Крик / Shout (1991)

Недавно на форуме Редара завязалось обсуждение вышедших на экраны «Стиляг». В ходе его мне вспомнился фильм 1991 года «Крик» («Shout») с Джоном Траволтой в одной из главных ролей — самой «крупной» «звезде» картины на тот момент. Между фильмами можно усмотреть определённые параллели. И там и там — стилизация под середину 50-х, неформальные отношения, конфликт старого и нового, консерватизма обывательщины и молодёжного радикализма. И даже, кажется, ни одной аутентичной песни показываемой эпохи тоже нет — все звучащие там рок-н-роллы являются современными вариациями на тему. Да и феномен андеграундно-гаражного рока, кажется, возник всё же несколько позже, а в описываемый период и Билл Хейли с его знаменитым «Rock around the clock» был если не последней новостью, то всё же ещё весьма свежим событием.
В «Крике» сплетаются несколько сюжетных линий.
В заспанном патриархально-пуританском городке где-то посреди пыльной Техасщины 50-х годов куролесит молодой парень Джеси Такер. После очередной выходки его отправляют в «заведение Бенедикта» — что-то вроде интерната для «трудных подростков».
Мистер Юджин Бенедикт — глава заведения — многие годы занимается перевоспитанием подобного контингента, сторонник твёрдой руки и ежёвых руковиц. Само собой у свободолюбивого Джеси с ним немедленно возникает конфликт.
Скука будней, занятых «трудотерапией» — воспитанники доят коров, копают канавы, кормят кур и занимаются прочими подобными очень интересными делами — несколько разбавляется приездом на летние каникулы из колледжа дочки Бенедикта Сары — интересной девицы из недоступного воспитанникам интерната общества. Колледж, верховые прогулки — на первый взгляд типичная кукольная барышня, пай-девочка и гордость «приличной» вполне обеспеченной семьи, которой точно не придётся ковырятся в навозе. Между ней и Джеси сперва проскакивает искра взаимной неприязни и тот на спор с товарищами решает «проучить» её и отца. Ну что в понимании молодых озабоченных остолопов значит «проучить девицу»? Добиться от неё «этого самого». Ситуация пикантна ещё тем, что Сара — единственная девушка в заведении, а парни из него видят сверстниц только при обязательном посещении службы в церкви, куда кроме них пригоняют ещё и девиц из расположенного в городке женского пансиона. По ходу дела Джеси и Сара влюбляются друг в друга.
Другая линия: в городке появляется новичок — Джек Кэйб (Джон Траволта), направляющийся в заведение Бенедикта на пустующее место учителя музыки. Он сразу сталкивается с «местной спецификой» и «понятиями» в лице шерифа, с которым у него возникают натянутые отношения из-за Молли — бывшей подруги шерифа, проявившей явную симпатию к Джеку.
Новый человек оживляет и меняет жизнь интерната, став кумиром ребят: он слушает рок-н-ролл и учит их его играть, общается с чёрными музыкантами в местных клубах, имеет совершенно отличный от мистера Бенедикта взгляд на педагогику. Притом в его жизни есть какая-то загадка…
Не буду пересказывать до конца всё содержание фильма и портить тем впечатление от просмотра.
Сразу скажу: фильм не бог весть какой фантастической силы и не шедевр киноклассики первой величины. Критики давно оттоптались по нему и забыли, признав чуть ли не неудачным. И действительно, не столько реализованных, сколько намеченных штрихами ходов хватило бы на большое полотно грандиозной мощи. Это и подростковый бунт, и затхлое мещанское болото провинциального городка, и романтическая линия с классическими треугольниками и первыми влюблённостями, и важная и тяжёлая для Штатов проблема межрасовых отношений, и история становления субкультур вообще и рок-н-ролльной в частности, и взгляд на 50-е годы как предверие молодёжной революции 60-х, и проблема внутренней закрепощённости и освобождения личности, и даже проблемы воспитания, его методы — нашего зрителя непременно должны посетить мысли о Макаренко и «Педагогической поэме».
А получился добротный средний проходной фильм, не лишённый камерности и просящийся на реплику «мило, очень мило». С киношными и социальными штампами, без какой-то надрывной эмоциональной игры и пучин душевных кризисов, без широких обобщающих выводов и небесспорной моралью.
Но. Я увидел его лет пятнадцать назад по телевизору и почему-то запомнил. Даже записал на раздолбанную «Томь-М-303» песню из него. Среди куч киномусора, которые между делом попадаются на глаза в ящике, часто без названия, начала и конца, забывающихся после нажатия кнопки переключения на другой канал, осесть в памяти доводится далеко не каждому фильму. А теперь, спустя годы, когда появилась возможность, разыскал его и пересмотрел. Конечно, не испытал того юношеского восторга, но получил удовольствие и не пожалел. Приятно, мило. Зацепили чем-то, черти. И как-то бывают такие картины, которые оставляют ощущение комфорта.
Теперь сижу и думаю, почему. Оттого ли, что запомнились впечатления до того не видевшего таких фильмов юноши, в возрасте которого проблемы бунтарства и конфликта с обществом воспринимаются острее, да и планка критического восприятия кино как искусства ниже и многое из того, что мог смотреть тогда, сейчас вызывает отвращение от самой мысли о гипотетическом просмотре? Или потому что сами идеи, пусть выраженные практически в символическом, чуть ли не лозунговом виде, близки и за ради этого готов закрыть глаза на недостатки ленты?
А может как раз то, что воспринято критиками как слабость, и есть на самом деле сила картины? Скрижали истории пишутся вроде бы при скоплении народа и в движениях огромных масс, в неких исторических центрах и при накале страстей. Но на самом деле эти движения и скопления — уже результат, следствие, таких вот незаметных подвижек в маленьких провинциальных городках, среди обычных людей, где практически незаметно, в привычном быту и во вроде бы самых заурядных отношениях (ну что там такого — мальчик нахулиганил, в девочку влюбился, взрослые мужики не сошлись во взглядах и из-за женщины подрались, кто-то от чего-то убегает и прячется — какая в том новость за последние десять тысяч лет?) постепенно накапливаются и вдруг взрываются чем-то совершенно новым, напрочь изменяющим весь облик действительности.

Крик / Shout
Год выпуска: 1991
Страна: USA
Жанр: Комедия, драма
Продолжительность: 01:24:50
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: нет
Другие субтитры: English

Режиссер: Джеффри Хорнадэй /Jeffrey Hornaday/
Сценарий: Джо Гэйтон /Joe Gayton/
Продюсер: Роберт Симондс /Robert Simonds/
Оператор: Роберт Бринкмэнн /Robert Brinkmann/
Монтаж: Сет Флаум /Seth Flaum/
Композитор: Рэнди Эделман /Randy Edelman/
Художник: Уильям Ф. Мэттьюз /William F. Matthews/
В ролях: Джеймс Уолтерс /James Walters/, Хезер Грэхэм /Heather Graham/, Скотт Коффи /Scott Coffey/, Линда Фиорентино /Linda Fiorentino/, Гвинет Пэлтроу /Gwyneth Paltrow/, Ричард Джордан /Richard Jordan/, Джон Траволта /John Travolta.

Контейнер: mkv
Видео: XVID, 640x336, 25 fps, 1019 kbps
Звук: две дорожки, русская и английская, Vorbis ogg, 32000 Hz, стерео, номинальный битрейт 72 kbps, средний — 61 kbps для русской и 68 kbps для английской.
Субтитры: vobsub idx/sub
Размер: 699 Мб

http://redar.ru/2009/01/16/krik-shout-1991.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments