Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Крик / Shout (1991)

Недавно на форуме Редара завязалось обсуждение вышедших на экраны «Стиляг». В ходе его мне вспомнился фильм 1991 года «Крик» («Shout») с Джоном Траволтой в одной из главных ролей — самой «крупной» «звезде» картины на тот момент. Между фильмами можно усмотреть определённые параллели. И там и там — стилизация под середину 50-х, неформальные отношения, конфликт старого и нового, консерватизма обывательщины и молодёжного радикализма. И даже, кажется, ни одной аутентичной песни показываемой эпохи тоже нет — все звучащие там рок-н-роллы являются современными вариациями на тему. Да и феномен андеграундно-гаражного рока, кажется, возник всё же несколько позже, а в описываемый период и Билл Хейли с его знаменитым «Rock around the clock» был если не последней новостью, то всё же ещё весьма свежим событием.
В «Крике» сплетаются несколько сюжетных линий.
В заспанном патриархально-пуританском городке где-то посреди пыльной Техасщины 50-х годов куролесит молодой парень Джеси Такер. После очередной выходки его отправляют в «заведение Бенедикта» — что-то вроде интерната для «трудных подростков».
Мистер Юджин Бенедикт — глава заведения — многие годы занимается перевоспитанием подобного контингента, сторонник твёрдой руки и ежёвых руковиц. Само собой у свободолюбивого Джеси с ним немедленно возникает конфликт.
Скука будней, занятых «трудотерапией» — воспитанники доят коров, копают канавы, кормят кур и занимаются прочими подобными очень интересными делами — несколько разбавляется приездом на летние каникулы из колледжа дочки Бенедикта Сары — интересной девицы из недоступного воспитанникам интерната общества. Колледж, верховые прогулки — на первый взгляд типичная кукольная барышня, пай-девочка и гордость «приличной» вполне обеспеченной семьи, которой точно не придётся ковырятся в навозе. Между ней и Джеси сперва проскакивает искра взаимной неприязни и тот на спор с товарищами решает «проучить» её и отца. Ну что в понимании молодых озабоченных остолопов значит «проучить девицу»? Добиться от неё «этого самого». Ситуация пикантна ещё тем, что Сара — единственная девушка в заведении, а парни из него видят сверстниц только при обязательном посещении службы в церкви, куда кроме них пригоняют ещё и девиц из расположенного в городке женского пансиона. По ходу дела Джеси и Сара влюбляются друг в друга.
Другая линия: в городке появляется новичок — Джек Кэйб (Джон Траволта), направляющийся в заведение Бенедикта на пустующее место учителя музыки. Он сразу сталкивается с «местной спецификой» и «понятиями» в лице шерифа, с которым у него возникают натянутые отношения из-за Молли — бывшей подруги шерифа, проявившей явную симпатию к Джеку.
Новый человек оживляет и меняет жизнь интерната, став кумиром ребят: он слушает рок-н-ролл и учит их его играть, общается с чёрными музыкантами в местных клубах, имеет совершенно отличный от мистера Бенедикта взгляд на педагогику. Притом в его жизни есть какая-то загадка…
Не буду пересказывать до конца всё содержание фильма и портить тем впечатление от просмотра.
Сразу скажу: фильм не бог весть какой фантастической силы и не шедевр киноклассики первой величины. Критики давно оттоптались по нему и забыли, признав чуть ли не неудачным. И действительно, не столько реализованных, сколько намеченных штрихами ходов хватило бы на большое полотно грандиозной мощи. Это и подростковый бунт, и затхлое мещанское болото провинциального городка, и романтическая линия с классическими треугольниками и первыми влюблённостями, и важная и тяжёлая для Штатов проблема межрасовых отношений, и история становления субкультур вообще и рок-н-ролльной в частности, и взгляд на 50-е годы как предверие молодёжной революции 60-х, и проблема внутренней закрепощённости и освобождения личности, и даже проблемы воспитания, его методы — нашего зрителя непременно должны посетить мысли о Макаренко и «Педагогической поэме».
А получился добротный средний проходной фильм, не лишённый камерности и просящийся на реплику «мило, очень мило». С киношными и социальными штампами, без какой-то надрывной эмоциональной игры и пучин душевных кризисов, без широких обобщающих выводов и небесспорной моралью.
Но. Я увидел его лет пятнадцать назад по телевизору и почему-то запомнил. Даже записал на раздолбанную «Томь-М-303» песню из него. Среди куч киномусора, которые между делом попадаются на глаза в ящике, часто без названия, начала и конца, забывающихся после нажатия кнопки переключения на другой канал, осесть в памяти доводится далеко не каждому фильму. А теперь, спустя годы, когда появилась возможность, разыскал его и пересмотрел. Конечно, не испытал того юношеского восторга, но получил удовольствие и не пожалел. Приятно, мило. Зацепили чем-то, черти. И как-то бывают такие картины, которые оставляют ощущение комфорта.
Теперь сижу и думаю, почему. Оттого ли, что запомнились впечатления до того не видевшего таких фильмов юноши, в возрасте которого проблемы бунтарства и конфликта с обществом воспринимаются острее, да и планка критического восприятия кино как искусства ниже и многое из того, что мог смотреть тогда, сейчас вызывает отвращение от самой мысли о гипотетическом просмотре? Или потому что сами идеи, пусть выраженные практически в символическом, чуть ли не лозунговом виде, близки и за ради этого готов закрыть глаза на недостатки ленты?
А может как раз то, что воспринято критиками как слабость, и есть на самом деле сила картины? Скрижали истории пишутся вроде бы при скоплении народа и в движениях огромных масс, в неких исторических центрах и при накале страстей. Но на самом деле эти движения и скопления — уже результат, следствие, таких вот незаметных подвижек в маленьких провинциальных городках, среди обычных людей, где практически незаметно, в привычном быту и во вроде бы самых заурядных отношениях (ну что там такого — мальчик нахулиганил, в девочку влюбился, взрослые мужики не сошлись во взглядах и из-за женщины подрались, кто-то от чего-то убегает и прячется — какая в том новость за последние десять тысяч лет?) постепенно накапливаются и вдруг взрываются чем-то совершенно новым, напрочь изменяющим весь облик действительности.

Крик / Shout
Год выпуска: 1991
Страна: USA
Жанр: Комедия, драма
Продолжительность: 01:24:50
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: нет
Другие субтитры: English

Режиссер: Джеффри Хорнадэй /Jeffrey Hornaday/
Сценарий: Джо Гэйтон /Joe Gayton/
Продюсер: Роберт Симондс /Robert Simonds/
Оператор: Роберт Бринкмэнн /Robert Brinkmann/
Монтаж: Сет Флаум /Seth Flaum/
Композитор: Рэнди Эделман /Randy Edelman/
Художник: Уильям Ф. Мэттьюз /William F. Matthews/
В ролях: Джеймс Уолтерс /James Walters/, Хезер Грэхэм /Heather Graham/, Скотт Коффи /Scott Coffey/, Линда Фиорентино /Linda Fiorentino/, Гвинет Пэлтроу /Gwyneth Paltrow/, Ричард Джордан /Richard Jordan/, Джон Траволта /John Travolta.

Контейнер: mkv
Видео: XVID, 640x336, 25 fps, 1019 kbps
Звук: две дорожки, русская и английская, Vorbis ogg, 32000 Hz, стерео, номинальный битрейт 72 kbps, средний — 61 kbps для русской и 68 kbps для английской.
Субтитры: vobsub idx/sub
Размер: 699 Мб

http://redar.ru/2009/01/16/krik-shout-1991.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Дня два теперь во всех утюгах и лентах будут страдать за Сирию — некромантия не помогла. Само собой тут же вылезут на катедру люди в тогах и начнут…

  • Торжество либеральной демократии

    Глянул что там на Би-Би-Си клевещут про ЮК, пришёл в тихий восторг: На сайте телеканала YTN опубликован текст обращения президента к нации, в…

  • (no subject)

    А смешно в Южной Корее пошутили.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments