Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Про «Пассажиров»

На днях случилось увидеть у olegkir2002 отзыв о фильме «Пассажиры», по поводу какового вставил свои пять копеек в обсуждение.


Ну как. Голливуд — это всегда идеология. Кое-что там всё же есть. Типа почти беззубых уколов капитализма — вроде обыгрывания темы рациона, который разный для випов и третьего класса или сценки с отправкой межзвёздного имейла. Как, впрочем и сама ситуация колонизации корпорациями — в этом есть некоторая ирония. Но главный посыл не в этом. Максима фильма — «живи здесь и сейчас», «довольствуйся тем что есть». Или, что можно понять и как «жри что дают». Хоть бы и вечную весну в одиночной камере. А в общем, сюжет типичный, даже штампованный пример идейного кризиса западного мира, или говоря прямо — идейной импотенции капитализма, который больше не в состоянии рождать смыслов. Собственно, в фантастике это стало ясно ещё минимум полвека назад — западная фантастика в массе своей не в состоянии вообразить ничего, кроме бесконечного продолжения настоящего в будущее, завтра будет тот же день, что был вчера. Теперь вот в таком виде: с айфонами, эпплами и прочими лейблами, только закинутыми очень далеко. И выхода из этого забега по беличьему колесу сансары тоже не могут предложить никакого, кроме бегства. Подальше, где якобы можно начать всё сначала. Этакое бегство мистера Мак-Кинли. Беляев эту страусиную иллюзию возможности сбежать повозил мордой по полу ещё восемьдесят лет назад в «Прыжке в ничто».

И, сдаётся мне, самые умные голливудские головы уже смекнули, что вроде как пора паковать чемоданы. Вот только собирать их НЕКУДА. Сто лет назад господа бежали в Париж, на худой конец давили и топили друг друга в битве за место на последний пароход из Крыма в Константинополь. А далее — везде. Когда где-то под чьими-то задницами начинает гореть, они тикают в Европу да Америку. А куда бежать из самой Америки? Когда даже в ней задымится.

Финал фильма — вот ни разу не «хорошее, доброе окончание». И жили они счастливо, и умерли в один день? Эээ, если бы они это делали на Земле, типа борись сегодня, не дожидаясь когда настанет завтра, в котором будут решены все проблемы, не уподобляясь тому Мак-Кинли — это был бы действительно оптимистичный финал. А так — какая полноценная жизнь в тюрьме? В которую сами себя загнали. Я не говорю даже о том, что реальные люди задолго бы до того, как там в вестибюле вырос бы сад, удавились бы. От полной бессмысленности и бесцельности существования. Но как некое символическое послание авторов зрителю — это полное банкротство. Им нечего зрителю предложить ничего стоящего, хотя они и попытались это сделать.

Вопрос: А как же тема самопожертвования, спасения 5000 пассажиров, спящих и не ведающих?

Ответ: Выглядит как бы красиво, но только в контексте этой отдельно взятой тюрьмы. Не было бы попытки к бегству — не было бы и проблем. Но больше всего это выглядит просто как красивая отмаза, подслащение пилюли.

Но даже если принять это, то что нам предлагают как жизнь «здесь и сейчас»? Булгаковский домик из финала «Мастера и Маргариты» с тихим мещанский покоем. Как я писал, реально такая робинзонада кончилось бы не утопией в взращенном в вестибюле садике, а сумашествием или самоубийством.

Как бывало в реальной жизни в подобных трагических ситуациях? Революционеры даже в тюрьме пытались что-то делать. Можно вспомнить того же Ленина или, скажем, Грамши, которые не имея возможность непосредственно участвовать в борьбе, тем не менее продолжали теоретическую работу. Можно вспомнить народника Морозова, который просидел более 20 лет и ухитрился «за время заключения выучить одиннадцать языков, написать множество научных работ по химии, физике, математике, астрономии, философии, авиации, политэкономии и, полностью посвятив себя науке, начать готовить к печати свои труды». А потом прожил ещё сорок лет и ухитрился даже поучаствовать в Великой Отечественной войне.

Как решалась бы это в духе, скажем, ефремовской фантастики? Космонавты бы занимались наблюдениями, научной работой, в общем попытались бы как-то использовать ситуацию с толком, прожить действительно не зря. Здесь нам ничего такого не показано, разве что эпизоды борьбы за живучесть корабля. Все последующие годы от нас остались скрыты, то есть подразумевается любовная идилия и рай в пятизвёздочном шалаше. Справедливости ради отметим, что героиня пыталась писать книгу. Но это было до кульминации событий. А вот всё что после — только вот пресловутое символическое выросшее деревце. То есть по сути самому важному ноль внимания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments