Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Вот такие уроки арифметики


«Черный немец навел на нас пулемет, и я поняла, что он сейчас будет делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких...


Проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хватало, только чтобы смотреть на нее. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: «Инночка!» Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, а другой остальных ощупывает: вдруг кто-нибудь еще живой? Нет, они были холодные...

Когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран. Я училась считать. В одном плечике — две пули и в другом — две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в другой — две пули. Это будет уже восемь, и на шейке — ранка. Это будет уже девять».

Инна Старовойтова, 6 лет





Это строки из книги Александра Дюкова «За что сражались советские люди».

Я выбрал один из самых мягких упоминающихся в ней случаев. Те два или три дня, что ушли у меня на чтение, я был всё время в напряжении, как говорят, «на взводе». Взрослые здоровые мужики в отзывах пишут «читал — плакал». Тяжело читать. Очень. Но нужно. Необходимо.

Мы стали забывать, кто и за что дрался на той войне. Да уже позабыли. Одни говорят «да зачем ворошить прошлое, минуло — и слава богу». Другие в самозабвенном экстазе топчут память об этом прошлом, перекраивают в очередной раз историю в угоду востребованным идеологическим схемам, идя на прямое враньё и подлоги, лишь бы это как-то оправдывало существующий порядок, и договариваются до самого изощрённого бреда. Клепаются лубочные и откровенно глумливые фильмы и сериалы, совершенно уж обращая историю в фантасмагории извращённого и воспалённого ума.

В целом нынешнее положение дел лучше всего обозначается как «плевок в лицо». И погибшим в той войне, и немногим оставшимся ветеранам, и нам, ныне живущим.

Молодое поколение не имеет сколько-нибудь цельного представления о той войне, да и вообще об истории, а старшее зачастую пребывает в плену иллюзий. И это необходимо исправлять, ибо с таким багажом наше существование становится невозможным. Как — ещё недавно показалось бы — ни абсурдно, но не мытьём, так катаньем, но многие благие «пожелания» нацистов нашему народу фактически оказались воплошёнными в жизнь. Гитлер мог бы только радоваться, глядя на постигшие нас в последние двадцать лет беды.

Шагом к такому исправлению, повороту в сознании, является книга Дюкова.

Вот как сам автор отвечает на вопрос «за что сражались советкие люди?» в одном из интервью:
«Советские люди сражались за то, чтобы нацистские планы народоубийства не были воплощены в жизнь. Все остальные мотивации, на мой взгляд, носили вторичный характер».

О написании книги он в том же интервью говорит следующее: «В последнее время в нашей стране появились люди, утверждающие, что в случае победы нацистов ничего страшного бы не произошло, и, напротив, Россия была бы освобождена от большевиков. Таких людей, понятное дело, немного, но они очень «громки». Мы все помним приуроченную к 60-летию Победы статью Минкина в «МК», основным лейтмотивом которой была фраза «может, лучше бы фашистская Германия в 1945-м победила СССР. А еще лучше б — в 1941-м!». И такие заявления, к сожалению, не единичны. Моя книга писалась как напоминание о том, что было бы, если бы нацистская Германия победила. О том, что нашему народу и нашей стране на самом деле грозило уничтожение.

Писать эту книгу было нелегко. Не в смысле недоступности материалов — материалы-то как раз, вполне доступны. Трудно — в моральном плане; масштаб трагедии, о которой идет речь, просто невероятен. Когда читаешь один за другим документы, протоколы допросов, воспоминания очевидцев о том, как нацисты уничтожали оказавшихся на оккупированной территории жителей и военнопленных — о колодцах, набитых трупами, об убитых младенцах, о сожженных заживо семьях — когда читаешь все это, прикасаешься к невероятной боли и ужасу. Я несколько раз бросал эту книгу, понимая, что об этом я не могу писать. А потом возвращался — потому, что если эту книгу не написать, то о произошедшем забудут и поверят агрессивной пропаганде ревизионистов, убеждающих, что «лучше бы мы сдались Гитлеру».

Однако, по мнению автора, издательское название книги не совсем точно отражает её основную мысль. В своём ЖЖ он написал следующее:
«У нас очень мало говорят о том, какой воплощенный ужас принесли нацисты на нашу землю, что они здесь творили. Страшный фильм «Иди и смотри» —
полузабыт, историки не исследуют нацистский геноцид на советской земле, журналисты об этом не пишут. Пишут о другом: о немцах-освободителях, о «второй гражданской», о «советской оккупации Прибалтики», об «изнасилованной Германии»…

Моя книга - первая за несколько десятилетий, комплексно рассказывающая о нацистском геноциде. Это не научная монография: тема слишком неподъемна для одного человека. Это — пролог к будущим научным работам. Своеобразная «вводная».

Мне не нравится издательское название книги. Конечно, в нем что-то есть: советские люди действительно сражались именно за то, чтобы нацистские планы народоубийства не были воплощены. Однако на мой взгляд, что изначальное название книги гораздо лучше отражало содержание - «Русский должен умереть». В конце концов, именно под этим лозунгом на нашу землю пришли нацисты. И они сделали все, чтобы воплотить его в жизнь».

То есть лейтмотив книги — целью нацистской Германии было не просто расширение «жизненного пространства», т.е. это была не обычная завоевательная война, а фактическое физическое истребление нас как народа, и не просто абстрактного «народа», а конкретно каждого. Тех, кого минула бы пуля и смерть в концлагерях — как видно, довольно-таки немногих — ждало бы вымирание в нищете и прозябании, и материальном, и духовном.

Особенно для меня интересно и отрадно, что А. Дюков — из поколения нынешних тридцатилетних, моих сверстников. Сейчас, пожалуй, оно наиболее активно пытается сформировать непротиворечивое мировоззрение, свободное от перекосов и прошлых, и нынешних, которое бы объяло собой события нашей такой сложной и непростой истории. И не просто нарисовать успокаивающую и психологически приятную, удобную картину, а увидеть в ней закономерность и основание будущего.

Казалось бы, нам, захватившим СССР только краешком, на излёте, вступившим в сознательную жизнь в хаотичные 90-е, в которых все представления о должном и недолжном, праведном и неправедном, смешались в беспорядочную мозаику совершенейшего релятивизма и выведшими только один-единственный закон и правило — грести под себя, менее всего должны быть интересны какие-то там давишние разборки давно исчезнувших стран, диктаторов и людей. И уж совершенно плевать и на СССР, и на принципы устройства вместе с целями его основания, и тем паче на какие-то мечты о светлом будущем и справедливом обществе.

Однако, как оказывается, нам перепало достаточно хорошего из ценностей того общества, а из его тёмных сторон мы толком не успели ничего узнать и «пригрузиться» до полного отрицания или равнодушия, как более старшие. И, как ни странно, именно мы являемся сейчас самыми крепкими носителями «советского сознания».

Может быть моё обобщение слишком широко и верно только для круга моего общения, однако судя по тем людям, с которыми мне случается общаться, это именно так.

Возможно, книга не идеальна, какие-то оценки черезчур идеализируют советское общество того времени, однако в целом могу сказать, что книга действительно долгожданна и нужна.

Возникает мысль, что её неплохо было бы ввести в курс истории для старшеклассников. Более того, её нужно распространять, как листовки.

Может быть нашлась бы организация, которая взялась бы за обеспечение школ этой книгой? Особенно за пределами России, в бывших республиках СССР.

Впрочем, боюсь, что это начинание тут же будет похоронено партийной демагогией такой орагнизации, которая, естественно, занималась бы этим небезвозмездно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments