Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Размышлизмы о туризме - арктическом и космическом

Оригинал взят у i_sobolev в Размышлизмы о туризме - арктическом и космическом

Отправной точкой для этих размышлений послужила фраза, сказанная Зелёным Котом на одном из околокосмических обсуждений: "Вот раньше люди к Северному полюсу шли, дохли по пути пачками, а теперь туда туристические группы возят!"

Разумеется, это обстоятельство заметил не он один. Опираясь на этот факт и вспоминая известную фразу С.П. Королёва о том, что "в будущем на орбиту будут летать по профсоюзным путёвкам" некоторые из теоретиков, пытающихся нащупать выход из того "позиционного тупика", в котором оказалась космонавтика, находят его в развитии космического туризма, который-де, "должен послужить стимулом для развития технологий удешевления доступа в космос", а как только эти технологии будут найдены, то мы быстренько внедрим их в остальные направления космонавтики, и тогда, как минимум, товарищам учёным будет проще удовлетворять своё любопытство за чужой счет, а нам всем будет больше удовольствия от наблюдения за этим процессом.

Как говорится - "блажен, кто верует". Внимание же  остальных обратим на следующие обстоятельства.

Во-первых - надеюсь, понятно, что вовсе не "развитие туризма" послужило стимулом к освоению Арктики, а совсем наоборот.

Во-вторых. Достаточно вбить в гугль строчку "Арктические круизы" и ознакомиться с предложениями, чтобы понять - стоимость таких "продуктов", мягко говоря, выше среднего уровня по отрасли. Обусловлено это не только сложностью организации арктической навигации, но и тем, что туры в этот регион являются, по сути, штучным товаром. Основная же причина,по которой они вообще существуют - это их экзотичность и эксклюзивность, а основными клиентами компаний, продающих такие туристические продукты, являются состоятельные граждане, которые уже пресытились красотами остальной, более доступной, части мира и которым хочется ощутить своё величие и исключительность, побывав там, куда попасть сложно. Я сейчас, конечно, ни в коей мере не пытаюсь оценивать личности и даже охотно верю, что значительная часть из них вполне достойные люди, но это нисколько не отрицает наличия у них именно "эксклюзивного" стимула. Действенность которого, кстати, хорошо знаю и по своему личному опыту.

Но предположение о том, что дальнейшее развитие арктического туризма и вкладывание средств в соответствующую инфраструктуру приведёт к повышению его массовости и, как следствие, возможному снижению цены, является наивным. До какого-то момента, конечно, такая тенденция будет прослеживаться. Но неизбежно наступит такой момент, когда туры в Арктику именно вследствие увеличения доступности, потеряют свою эксклюзивность. Которая - повторюсь - является основным стимулом для покупающих турпоездки в Арктику, поскольку ни по рекреационным возможностям, ни по уровню услуг, ни по ценам на них  при любом развитии ЗФИ никогда не сравняется с Гран-Канариа. В качестве примера - на Шпицбергене создана огромная инфраструктура для туризма, но сравните численность посещающих его с численностью предпочитающих южные острова и моря. А заодно и стоимость туров туда и туда.

Таким образом - численность желающих совершать арктические турне, рано или поздно, неизбежно стабилизируется. Как следствие - стабилизируется и стоимость турпродуктов такого рода. Достигнув определённой величины, дальше она снижаться уже не будет.

Надеюсь, не нужно доказывать, что ровно по тем же причинам точно такая же схема сработает и в случае так называемого "космического туризма". Записывающиеся  сегодня на будущие полёты SpaceShipTwo и Lynx желают заплатить 250000$ не за 6 минут невесомости, а за возможность быть в числе первых, оказавшихся там, где пока что мало кому побывать довелось. И по мере продвижения этой очереди желающих занять место в её хвосте будет, на самом деле, становится всё меньше и меньше.

В России же ситуация усугубляется ещё и тем обстоятельством, что указанная выше цена - это цена хорошей 3-х, а то и 4-х комнатной квартиры в Москве. Потому число желающих "приобщиться к невесомости" и "взглянуть на Землю со 100 км" с самого начала  будет ещё более ограничено, и ещё более быстрыми темпами пойдёт на спад по мере развития проекта. Так что Павлу Пушкину, как минимум, стоит хорошо задуматься. Впрочем - как я уже говорил в самом начале, "блажен, кто верует".

Наконец, в-третьих, - даже самые фанатичные апологеты развития "арктической туристической инфраструктуры" не приходят к мысли о том, чтобы на полученные от туризма средства строить новые ледоколы, поскольку прекрасно понимают несопоставимость ожидаемой прибыли и предполагаемых затрат. Но почему-то в космонавтике сплошь и рядом приходится слышать высокоумные сентенции о "прорывной роли космического туризма в качестве источника финансирования дальнейшего развития космических проектов".

Снова возвращаясь к Арктике - туризм в ней существует исключительно благодаря созданной государством инфраструктуре. Но вовсе не наоборот. И не следует думать, что в космосе произойдет иначе. SpaceShipTwo, возможно, и будет осуществлять регулярные рейсы по стокилометровой параболе - но ведь и в арктические моря можно ходить на соответствующим образом оборудованной яхте или даже катамаране (кстати, на мой взгляд, развивать в Арктике нужно не туризм на ледоколах, а как раз вот такое направление, которое нынче сдерживается исключительно юридическими причинами). Однако и в Арктике, и в космосе это будет совершенно особое направление, безусловно, тем или иным образом связанное с основной государственной инфраструктурой, но ни коим образом не оказывающее определяющее влияние на её развитие.

Что же касается мечты Королёва о "полётах по профсоюзным путевкам" - то уж, конечно, не Бренсону и не Пушкину их реализовывать. Для их осуществлеиня нужно огромное количество сопутствующих технических средств и технологий, стимулом для создания которых уж конечно будет вовсе не развитие космического туризма. И Сергей Павлович говорил не о том, чтобы созданием орбитальных домов отдыха и санаториев стимулировать космонавтику, а о том, что когда-нибудь космонавтика достигнет такого уровня, что мы сможем создавать орбитальные дома отдыха и санатории.

Впрочем, для этого нужно, чтобы "цена на билет" не снижалась до "фантастически низкого уровня" в 250000$, а была бы сравнима по доступности с ценой полёта на самолёте или поездки на поезде. Но вот это уже точно совсем другая история и явно не для существующих социально-экономических реалий.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    В самом деле, если Зеленскому можно быть президентом, почему Вассерману нельзя быть депутатом?

  • (без темы)

    А из Лисы тоже ftp выпилили, оказывается. Ну мать вашу за ногу. Я вот на линуксе для разнообразия решил быть модным, задорным, молодёжным и всегда в…

  • (без темы)

    А ещё говорили, что в линуксе нет dll-hell'а. Вот пиздели…

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments