Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

А меж тем старатели и золотари пера не дремлют, вот давеча у Зины-Корзины появилась статья «Мир победившей секты? О мирах Ивана Ефремова», состоящая по сути из выдержки некоего опуса некоего anairos. Многие статьи самой Корзины мне нравятся, а вот цитируемый ей выхлоп не понравился совершенно. Но, поскольку у Зины я забанен за характеристику показавшегося мне сильно небескорыстным её отзыва про некий очередной выпердыш Никиты нашего Сергеевича — бывшего советского кинорежиссёра, а ныне предводителя достославного ордена киноимпотентов, как «лобзание в дёсны», то у ней высказаться по поводу я не могу, так что скажу у себя. Оно, впрочем, может и удобней — можно особо не стесняться в выражениях.

Однако, я почуствовал просто усталость, это сизифов труд — обличать, спорить, доказывать что-то жопоглазым духовно недостаточным особям, настолько неоригинальным, что все их опусы пишутся как под копирку с примерно похожим набором аргументов. Каждый раз ощущаешь дежавю — что-то подобное уже читал и не раз. Просто устаёшь от очередной демонстрации самомнения, с напыщенным невежеством и гопнической небрежностью в очередной раз покрывающего мир вокруг себя отходами своей жизнедеятельности.

Ну о чём спорить с людьми, которые даже чисто технически не столько читали, сколько листали произведения, тексты не знают и теперь радуют мир откровениями вроде «Ефремов ликвидировал в своем мире и творчество, за исключением, пожалуй, абстрактной живописи, скульптуры и танца». Ну вот как такое комментировать, с чего начинать разбирать и чем кончать, когда утверждение неверно как целиком, так и в частности, в деталях? Сам Антонович, например, за перл про абстрактную живопись такого гения использовал бы вместо щётки для унитаза. Всякий мало-мальски знакомый с темой в курсе не просто пристрастий, а обоснованной эстетической позиции Ефремова, в том числе по абстрактной живописи, изложенной, например, в «Лезвии бритвы». Говоря кратко, он её мог признать только в декоративном искусстве и некоторых психотерапевтических практиках и исследованиях. Не говоря о том, что просто тексту ни «Туманности», ни «ЧБ», никакому прочему это не соответствует — там просто прямо говорится об неабстрактной живописи. Ну а в целом за пассаж про творчество я бы на глаза показываться не рискнул, даже если бы чудом была такая возможность — думаю, о судьбе щётки пришлось бы мечать как о сравнительно мягкой перспективе. Так ляпнуть про произведение, в котором вся жизнь — творчество — это надо суметь.

На таком фоне говорить об общих оценках, идейных так сказать, просто бессмысленно — при таком количестве шумов и ошибок в распознавании написанного оценивающий просто не в состоянии оценивать чьё-либо идейное наследие, его писанина будет визгом очередной макаки, бросающей с пальмы помёт в слона.

Впрочем, что меня порадовало, в комментариях достаточно вменяемых отзывов и то что количество подобных растёт, несмотря на визги, меня радует. В том числе потому что мне не надо повторять по сто раз уже сказанное и писанное.

В частности, вот один неплохой разбор конкретных ляпов оттуда:

>мечтательно заявляет, что, возможно, земляне могли бы что-то
почерпнуть для себя из местного языка и письменности - уж очень они
красивы.
И руководительница строго, но доброжелательно выговаривает ей за
желание учиться у дикарей. Земная цивилизация прошла долгий путь
развития, собрав в себе все лучшее,
что только могло быть. Любое заимствование у чужаков неминуемо будет
не таким разумным, логичным и полезным.

Первое вранье. Не за желание учиться выговаривают, за то что посмотрев
на красоту иероглифов не подумала о том что иероглифическом письмо
нефункционально и ограничивает информативность письма.
И да, это очень странно будет для космической цивилизации учиться
чему-то у тех кто потихоньку дохнет на собственноручно сожранной и
засранной планете, не вылезая со дна атмосферы.



>В коммунистическом мире Ефремова отменены семьи, национальности,

Опять вранье. Семьи есть, просто в другой форме. Что непривычно - так
тащемта и то что понимается под семьей у нас и лет 200 назад -
совершенно не одно и тоже. То же и с национальностями.

>Для сравнения - братья Стругацкие живописали в чем-то похожее коммунистическое будущее. Но их мир при этом наполнен народами, явлениями, личностями, находящимися далеко за пределом понимания человечества. Потому их герои всегда готовы учиться. Они понимают, что расширение сферы познанного ведет только к тому, что граница с непознанным становится все обширнее.

Аффтар хочет сказать что у Ефремова цивилизация сидит на земле и
ничего не исследует? Так это опять же вранье будет.

>Ефремов ликвидировал в своем мире и творчество, за исключением, пожалуй, абстрактной живописи, скульптуры и танца. Все, что связано с созданием смыслов, воображением,

Опять вранье. Лень, собственно даже цитаты дергать - тут придется
кусками драть из ТА/СЗ/ЧБ.

>Они не убивают, например, не потому, что таков их выбор, а потому, что программа им это запрещает. Их моральные настройки по умолчанию не дают им осознать, что такое убийство и как оно возможно. В результате в том же «Часе быка» герои, обороняясь от дикарей, не пускают в ход оружие, способное испепелить человека в мгновение ока, а обрушивают на головы врагов башню, в которой находятся, погибая вместе с ними.

Еще раз вранье. И убивать они вполне себе могут, и достоевских
моральных страданий по этому поводу не будут испытывать, и с бандой
цацкались потому что они, собственно, на планету не на сафари
приехали, а были там на правах этнографической экспедиции, гостей, .
Да и насчет здания вранье - они туда для самоубийства лезли, они
пытались туда забраться и выиграть время, до подхода звездолета.
Да, в этом эпизоде земляне здорово просохатились, по недостатку опыта
чересчур доверившись местным властям, но если бы строители -ста лет
назад не воровали цемент вагонами - все вполне могло завершиться
благополучно.


>Это настолько яркая иллюстрация мира победившей секты, что ее даже скорректировали в некоторых изданиях книги, так что эпизод стал выглядеть пристойнее - башня рушится там случайно, под воздействием отпугивающего врагов инфразвука.

Опять вранье. В первом издании ЧБ - эпизод точно такой же что и в
более поздних изданиях.

Есть ли смысло бсуждать непрерывно врущего аффтара?


Что же до общей, так сказать, критики, то там же есть вот такое неплохое мнение:

При подобных рассуждениях упускается , что Ефремов, в отличие от АБС , отодвинул действие своих романов на многие века вперед.
За это время человеческий род должен или сильно измениться, или сгинуть, захлебнувшись в собственном дерьме и крови.
А то , что общество ЭВК приводит в ужас некоторых наших современников, так и наш социум с его ограничениями и запретами поверг бы в депрессию не то что кроманьонца, а даже казаха XVIII века( читаю сейчас про них в "Люди принесшие холод" Нестерова). Это как - соседа грабить нельзя, чужаку по башке дать только за то , что он чужак - нельзя...


Ну а мне, устало глядящему на подобные обсуждаемому опусы, хочется быть по-дзенски лаконичным, парадоксально ироничным и язвительно мудрым. Так что, дорогие знакогенераторы, от меня вот эта вам посвящённая песенка БГ:

Критику
БГ Бэнд (Аквариум) в Кирове 05.10.1991г. Письма капитана Воронина. Концерт происходил в ДК «РОДИНА», г.Киров(Вятка), запись и монтаж — ВГТРК ВЯТКА 1991, программа «Рельс» Сергей Зиновьев, оператор Владислав Услов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments