Поэтому оная версия была изготовлена из имевшихся на Ютубе роликов, звук по возможности подчищен от шумов и компрессирован.
Альтернативное хранилище:
Формат: mp3, 24000 Гц, моно, ~35 кбит/с
Мысли вслух по поводу и больше всего около: вообще, между прочим отмечу, что формат подачи должен исходить из содержания — фильм нужно снимать только тогда, когда необходимо именно показать, когда невозможно иными средствами передать информацию, когда она имеет визуальный характер. Всё же, что может быть сказано словами — должно говориться словами. Это особенно актуально в наше время, когда окружение перенасыщено визуальными шумами и давление на зрение беспрецендентно как с точки зрения физического здоровья, так и психического. Кроме того характер распределения времени у современного горожанина часто не позволяет смотреть, но позволяет слушать — в транспорте, на работе, прогулке, на сон грядущий и т.д. и т.п.
К слову, раз уж зацепился за звукозапись, отмечу такой любопытный момент: во многих виденных мною публичных выступлениях на разных мероприятиях типа конференций, лекций и т.п., снятых обычно в Москве, постоянно слышен специфический городской шум — машин, гудки клаксонов и необычайно частый вой сирен. Последнее как-то особенно бросается в уши. Звуковая картина наших городов совершенно изменилась за четверть века. Нельзя сказать, что в советские времена сирены машин экстренных служб были чем-то исключительным, однако за день вполне возможно было ни разу их не услышать вообще. Рокот моторов, дребезг проходящих трамваев и т.п. было более чем достаточно (хотя, конечно, менее интенсивно чем сейчас просто в силу меньшего количества транспорта на улицах), а вот сирена как характерная черта городского окружения не воспринималась. Даже звуковая картинка города из художественных фильмов, когда для создания атмосферы оживлённой улицы накладывали фоном городской шум с сигналящими автомобилями, казалась несколько избыточной — по реалу сигналы не так уж часто дудели, не каждые несколько секунд, как в пущенной звукорежиссёром кольцом записи из студийной коллекции шумов. Сейчас же слушая такого рода фон, полное ощущение, что прокручивают импортную киношку былых времён.
О чём это говорит? Если в чём капитализм и победил и в чём сбылись влажные перестроечные мечтания об уподоблению вожделенному Западу — так это вот в хаотизации движения и зашумлении городского пространства. А сирены интересны ещё и тем, что они создают весьма нервозную обстановку — они ведь для форс-мажорных ситуаций, и когда они воют беспрестанно — начинает казаться, что сидишь на вулкане, вот-вот рванёт. Получается петля положительной обратной связи — неустроенная жизнь пораждает такое же неустроенное окружение, а оно ещё больше нагнетает нерв суетного напряжения и мельтешения, само становясь ещё одним фактором общей неустроенности.
А ещё, между прочим, это говорит об отвратительной вентиляции и непродуманных системах кондиционирования в публичных местах вроде библиотек, конференц-залов и т.п. — в жаркое время года приходится раскрывать все окна, а в эти окна несётся весь тот отвратительный гул и вой. Что, кстати, вкупе с отвратительной с точки зрения звукозаписи акустикой помещений делает прослушивание всякого рода мероприятий нестерпимой пыткой — разборчивость речи ораторов, часто неспособных по своим вокальным данным соревноваться с рёвом двигателей и собственным эхом помещения, усугублённого использованием звукоусилительной аппаратуры, стремится даже не к нулю, а величине отрицательной. А записывают часто со встроенного микрофона камеры, и хорошо если она не где-то на галёрке. Особенно хреново, когда предполагается некое взаимодействие оратора с публикой, вроде ответов на вопросы и дискуссии после основного действа — редко когда вопрошающего можно толком расслышать. Поэтому зачастую так хочется обратится ко всякого рода устроителям мероприятий: люди, не поскупитесь, пишите звук отдельными микрофонами, пишите несколько раздельных синхронных каналов, раздобудьте на морду оратору гарнитуру чтобы было слышно его и только его, и организовывайте общение с публикой так, чтобы реплики из зала произносились сугубо в микрофон или хотя бы ставьте стойку в зал. Вот не зря журналисты микрофон интервьюируемому суют в самые зубы, а студии отделываются всякими звукоизолирующими подушками. Но если нет студии — ну хоть не пишите с воздуха.
С этой точки зрения с данными лекциями слушателям повезло — съёмки велись в квартире, в осенне-зимний период, когда закрыты все окна, соответственно не слышно улицы, а шумы присутствовали только регулярные, от какой-то аппаратуры видимо, что вообще говоря не сильно хорошо, но всё же поддаётся чистке. Особенно хочется порадоваться большому количеству пауз в речи, в том числе продолжительных — очень удобно брать образцы для шумоподавления. И просто чудесно для сжатия. Товарищи ораторы, лекторы и прочие любители выразиться на публику перед микрофоном! Равняйтесь на товарища Асмолова!