Конечно, такое бывало не раз, и не два, а бесчисленно — вчера ещё поют «Боже, царя храни», а сегодня корона осенним листом мотается по мостовой. И до того, и после. Но тем не менее, почему-то это запомнилось. Может, потому что 21 век начинался, может потому что для нас это было в новинку. Для нашего поколения эти правители были уже не молодыми офицериками и подпольщиками, сами только что поднявшимися на гребне очередной революции или переворота, сенсацией мировых новостей, а давно ставшими их постоянной и банальной деталью, элементом повседневной рутины, вроде прогноза погоды (ой, не зря в «Дне сурка» главгерой был именно ведущим прогноза), уже вальяжными и солидными «отцами наций», с солью в поредевшем перце некогда буйных шевелюр, с заботливой строгостью взирающими из рамок официальных портретов. Казалось, что они были вечно, и будут вечно. Как прогноз погоды.
Нет, ну было кое-что и на нашей памяти конца 20 века. Скоропостижное падение Чаушеску, незавидная кончина несчастного Наджибуллы. Но тогда это на фоне перипетий нашего собственного сюжета как-то проскочило без особой акцентуации и символизма. Да и не было столь спресованно по времени и напряжённо по телеэффекту присутствия. Война в Ираке, что первая, что вторая были яркими примерами медиа-шоу, когда новостными сюжетами бомбардируют из часа в час и некое событие чётко выделено и отграничено от других, создавая иллюзию реального времени и сопричастности. И, пожалуй, события 2003-го стали первым сиквелом в этом жанре. Когда в постановке то же место действия, персонажи и многие исполнители главных ролей. Ну да это к слову.
А вот и те ролики. Датируются 4-м апреля 2003-го. А уже 8-го утром иракское ТВ прекратило передачи. Сейчас, задним числом, наверное кто-то углядит, что «вождь» уже довольно помят и устал, а ликующая толпа жидковата. Но, тем не менее, для ситуации, когда противник практически стоит у ворот (а кое-где вроде бы уже был и в самом городе), смотрится вполне бодрячком. Думаю, тогда из зарубежных зрителей в результатах никто уже не сомневался, но эти кадры позволяли думать, что не так быстро. Конечно, это хорошая мина при плохой игре, но тем не менее, какой-то ресурс устойчивости и организованности системы ещё был и это позволяло производить впечатление.
Подобные материалы подводят очень близко к тому моменту, как правило очень скоротечному, который отделяет существование от небытия: вот только что всё более или менее слаженно работало, а вот уже раззор и хаос.
Кстати, никто не помнит: в те дни, кажется, были ещё какие-то сюжеты из Ирака, где Саддам — как мне помнится — то ли пулял из пистолета, то ли автомата в воздух? Может быть даже вариант этих роликов, другой монтаж. Или что-то путаю?