Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Телеграмма (1971)


Как-то возникла мысль, что уровень советского кино показывают не столько «топовые» «хиты» и не культовые ленты, а «второй эшелон» — фильмы, которые шли практически фоном, почти что для затыкания дыр в сетке вещания, часто и в прокате шедших какой-нибудь второй-третьей категорией, а то и просто изначально телевизионных, названия которых многие толком и не помнили, а то и не знали, потому что смотрелись урывками, не с начала, случайно попав. Конечно же, это и многочисленные детские фильмы.

Сейчас удивляешься — сколько же, оказывается, всякого сняли. Кажется, вроде всё уже пересмотрели — а нет, пока всё ещё не вычерпано до дна и получается находить настоящие жемчужины.

Вот и сегодня нашёл такую. Фильм Ролана Быкова «Телеграмма». Вероятно, многие его видели, и показывали его некогда сравнительно часто, но я его не помню — скорее всего или не видел, или просто не отложился в памяти — потому что фильм хотя вроде бы по стилистике и сюжету «для среднего школьного возраста», то есть вроде бы относится скорее к детскому кино, на самом деле становится близок и понятен именно взрослому.

Сюжет перессказывать особо подробно не буду, дабы не ломать интригу смотрящим впервые.

Начало 1970-х годов, предновогодняя сутолока большого города. Шестиклассник Костя, желая сделать сделать подарок девочке Тоше из своего класса на день рождения, тащит из библиотеки книгу стихов. Пытаясь в химчистке вывести библиотечный штамп, он случайно замечает на полу телеграмму, адресованную некой Кате Иноземцевой от друга, который будет проездом в городе и просит Катю прийти на вокзал. Костя, вполне естественно предположив, что телеграмму обронил заходивший почтальон, решает отнести её адресату и с младшим братом и повстречавшейся по дороге Тошей отправляются на поиски Кати, что оказывается непростым делом — по указанному адресу она давно не живёт. Ребята проходят по цепочке катиных знакомых, друзей и фронтовых товарищей, по ходу дела узнавая всё новые и новые подробности её жизни. Результат поисков оказывается совершенно неожиданным.

Пишу по-горячему, сразу после просмотра. Меня фильм восхитил. Столько доброты, сердечности, лёгкого юмора, и в то же время необычайной энергичности. Есть такое жаргонное словечко — драйв. По сю пору не знаю, что же оно именно означает, но само звучание для русского уха вызывает образ чего-то напряжённого, дрожащего натянутого нерва, и в то же время стремительного, удалого, стрелой летящего. Вот именно ощущение такого внутреннего напряжения у меня возникло.

С одной стороны потрясающе передан фон предпразднично суетящегося города. Некоторые зрители ругают авторов за такие вставки и отступления, дескать отвлекает. Ничего подобного, всё к месту, создаёт совершенно особую атмосферу. Причём особая её драгоценность становится понятна именно нам, живущим спустя уже довольно-таки многие годы, когда утрачен не только город, но сам дух того времени.

И, конечно же, не может не трогать развитие собственно сюжета, напряжение поиска захватывает не менее, чем в каком-нибудь культовом детективе. Что особенно ценно — поиск здесь ведётся совершенно в иных целях, нежели в детективах, смысл не в поиске как таковом, а в прохождении героями жизненного пути таким способом, их преобразование в процессе достижения цели. Ребята сталкиваются с совершенно ранее незнакомыми им сторонами жизни, не только неизвестного им разыскиваемого человека, но и тех, с кем они сталкиваются в ходе поисков. В сущности ещё дети, они узнают о войне, любви, разлуке, смерти, борьбе, сложности взаимоотношений — о чём они в лучшем случае читали, то есть знали абстрактно, не умея применить такое знание к находящимся рядом людям. А тут они открывают, что за всеми этими понятиями стоят конкретные судьбы конкретных людей. С которыми оказываются переплетены и их собственные жизни.

С одной стороны именно что должно пройти много времени, чтобы понять особенную драгоценность подобных картин. А с другой — от нас ускользнёт то что было особенно понятно и дорого современнику. Люди, пережившие ту войну, врядли могли спокойно смотреть в эти наивные детские глаза и нежные лица, наблюдать иной раз неловкие поступки героев, проблески первой любви — какое для них огромное счастье было сознавать, что эти глаза никогда не увидят того, что видели их родители, над их головами не мелькнут те страшные тени, им не придётся пережить всё то, что пришлось пережить старшему поколению, счастье видеть, что дети могут быть вот такими наивными, неловкими, иногда хитрыми и не чурающимися сомнительных поступков, но в сути всё же честными и добрыми, не опасаясь такими быть, счастье, что они смогли позволить им такими быть. Что они вообще могут быть.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments