Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Прекрасное далёко

Оригинал взят у alexander_gorn в Прекрасное далёко



Каждое поколение чем-то отличается от других. Для каждого поколения есть нечто, определившее его, создавшее его идеалы, скрепляющее его воедино. Нечто, о чём почти любой представитель этого поколения, если, конечно, он искренен, не сможет говорить без глубокого чувства. Мне 37 лет, и я принадлежу к поколению, которое принято называть поколением X – последнему поколению, которое ещё можно назвать советским. Пионеры, так никогда и не ставшие комсомольцами... И сегодня я хочу поговорить о культурном феномене, который, по большому счёту, создал нас как поколение и каждого из нас как человека.

Вы, конечно же, догадались, хотя бы по приведённой перед текстом фотографии, о каком культурном феномене я говорю – речь идёт о фильме «Гостья из будущего». Сейчас, тридцать лет спустя, кажется даже немного странным – чем нас, тогдашних, так «зацепил» этот фильм? Вроде бы ничего такого – были фильмы более зрелищные, с более интересным сюжетом, более глубокие… Ну да, есть, конечно, замечательная песня «Прекрасное далёко», но ведь не она же одна сделала фильм тем, чем он для нас стал? В каком-то смысле это как первая любовь: «я гляжу ей вслед, ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу». Загадка...

Мне кажется, дело тут вот в чём. Нам пришлось расти в эпоху, когда прежние идеалы были… нет, ещё не отменены, но уже девальвированы, обесценены. Героика революции, Великой Отечественной – всё это было прошлым, причём прошлым, всё более подвергавшимся сомнению и переоценке. А мы были детьми, и нам нужен был ориентир в жизни, нужен был идеал. Ну не с тогдашних же взрослых нам было брать пример – растерянных, озлобленных, разуверившихся, озабоченных своими мелкими частными проблемками и в упор не желавшими замечать главное? Кстати, в «Гостье из будущего» они во многом показаны именно такими  – потому мы ему и поверили. Разве думали мы тогда, что и сами будем однажды ничуть не лучше их…

А ещё мы поверили в идеал, который нам предъявил этот фильм. Идеал звали Алиса Селезнёва, и мы влюбились в неё сразу же и на всю жизнь. Нет, не в актрису Наталью Гусеву, а именно в её героиню, и даже не в неё саму, а в то, какой она была: умной, смелой, прямой, честной, самоотверженной, бескорыстной. Она была такой настоящей – без малейшего следа фальши. Она не была «заезжена» мертвящей официальщиной, она ни к чему не призывала – она просто была сама собой, и именно такими хотели быть мы. Она стала для нас образом будущего – того, в котором мы хотели жить. Именно она, а не бесплатное мороженое, Космозоо с динозаврами или летающие кабинки. На это мы вообще не обратили внимания: будущим для нас была именно Алиса. Это было обещание, это был тот самый «голос из прекрасного далёко», который мы услышали. Дух и душа нашего поколения. По сути, мы влюбились не в девочку Алису – мы влюбились в будущее, которое должно, обязано было быть лучше настоящего, в будущее, на пороге которого мы стояли! Где оно теперь, то будщее нашей детской мечты?

Потом… было много всего. Много плохого. Дверь в светлое будущее закрылась, и мы остались одни. Была ли в том наша вина? Отчасти, да, хотя основная часть вины – не на нас. Была ли это наша беда? Без сомнения. Вспомним, сколькие из нашего поколения не смогли пережить эту потерю – они кончали с собой, спивались, сходили с ума… Другие, большинство из нас, как-то приспособились к новой жизни. Правда, для этого нам пришлось кое-что с собой сделать. Что-то невыносимо мерзкое. Новая реальность отнюдь не поощряла честности и прямоты, бескорыстия и самоотверженности, объявляя всё это уделом «лохов». Не выношу, кстати, этого мерзкого словечка… Мы клялись стать чище и добрее, а кем стали? Нам пришлось предать наш детский идеал, а значит, по большому счёту, и самих себя. Выбор был именно такой – предательство или смерть, немедленная или отсроченная. Осознанно или нет, мы свой выбор сделали, как и те, мёртвые.

Так кто же мы в итоге? Поколение, влюблённое в будущее, или поколение предателей? Видимо, и то, и другое. Мы влюбились в будущее и предали нашу любовь. Но, однажды став предателем,  вовсе не обязательно им оставаться. Даже самый страшный грех можно искупить – другое дело, что лёгким это не будет. Но всё же где очень-очень глубоко, под всеми масками, что мы выдумали для себя, чтобы казаться «своими» в том аду, что разверзся после того, как будущего не стало, в каждом из нас по-прежнему жив маленький мальчик или девочка, влюблённый в прекрасное, светлое будущее и мечтающий о нём. И… поколение тех, тогдашних «взрослых» уже уходит.  Теперь этот мир – наш, и нам определять, каким он будет.

Вот только каким нам? Нам – сегодняшним, или нам – тем, настоящим? Каким будет далёко, которое создадим мы – прекрасным, как наша мечта, или ужасным, как наше предательство? Это решать нам. Но сегодня… сегодня мы ещё можем вспомнить, кто мы и откуда. Возвращение к себе, когда ты ушёл от себя так далеко – это, наверно, самое сложное. Но всё же это и есть начало искупления. Да и для чего, в сущности, живёт человек, если не для того, чтобы воплощать в реальность свою мечту? Нашу мечту? Так давайте же вернёмся к нашему чистому истоку, ибо пришло время вновь начинать наш путь – ведь все эти тридцать лет мы шли не туда. И если мы сумеем это сделать, быть может, однажды мы всё же встретим её – девочку из будущего, именно такую, какой мы её помним. И она скажет: «Здравствуй, дед. Спасибо тебе, спасибо вам всем за мой мир – светлый и прекрасный мир, созданный вами!»

А для начала… давайте просто послушаем и вспомним. Вспомним главное – о времени и о себе.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments