Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Час огней - Вторая Часть - Закон Освобождения


VikaN продолжает публикацию на Редаре перевода фильма «Час огней».



VikaN

Вторая часть «Часа Огней» называется «Закон Освобождения». Она поделена на две части: «Хроника Перонизма (1945—1955)» и «Хроника сопротивления (1955—1966)».

«Хроника Перонизма» сделана в более традиционом стиле документальных фильмов, в отличие от «Хроники сопротивления». Так же как и первая часть фильма, вторая часть начинается с барабанной музыки, мелькающих кадров, лозунгов и цитат. В «Хронике Перонизма» рассказывается о приходе к власти Хуана Перона в 1945 году, о социальных реформах, о широкой поддержке народа, в особенности пролетариата, о природе перонизма. Мне сложно говорить о перонизме, так как я недостаточно знаю об этом, а также потому что перонизм неоднороден и противоречив. Некоторые даже сравнивали его с фашизмом. В каком-то смысле, перонизм может показаться чем-то довольно обычным для Латинской Америки. Приход к власти генерала, человека на коне, каудильо — совершенно обычная вещь для Латинской Америки. Но это будет довольно поверхностный взгляд на природу перонизма. Необычно то, какой широкой поддержкой и любовью пользовались Хуан и в особенности Эва Перон. Говорят, что до сих пор во многих домах рядом с иконой богородицы, стоит портрет Эвиты Перон. В фильме Оливера Стоуна, во время интервью с Фиделем Кастро, Фидель сказал, что для него будет честью, если его будут помнить, как Эвиту Перон. Откуда же такая популярность?

Вышедшая из самых низов аргентинского общества, Эвита была хорошо знакома с проблемами бедняков и стала рупором и как бы этаким медийным посредником между рабочим классом и властью. Но скорее всего популярность и поддержка была во многом благодаря проводимым реформам, таким как национализация имущества иностранных компаний, национализация железных дорог, телефонной сети, транспорта и т.п., развитие промышленности, индустриализация, создание сильных профсоюзов, борьба с неграмотностью, права женщин. Все это вело к улучшению уровня жизни «descamisados», дословно «безрубашечников», или как говорят по-русски — «босяков».

Естественно, такое положение дел не могло нравиться олигархии. Перонизм не имел четкой идеологии и пытался создать «национальное единство». Наверное по этой причине перонизм сравнивают с фашизмом. Несмотря на все реформы, основа системы не изменилась и местная олигархия никуда не делась. И в 1955 Перона свергают в результате военного переворота, а точнее Перон подает в отставку. Фильм пытается ответить на вопрос, почему пал перонизм, почему несмотря на широчайшую поддержку народа, на сильное развитое профсоюзное движение, хунта смогла придти к власти.

Вторая часть фильма «Хроника сопротивления» отличается от первой части. Видно, что фильм был сделан для показа активистам, для активного обсуждения методов борьбы. Говорят, что во время подпольных показов фильма вывешивался плакат с цитатой Фенона: «Каждый зритель(зевака) — трус или предатель». Режиссеры пытались собрать свидетельства людей, принимаюших участие в борьбе, показать их методы сопротивления. В фильме пытаются анализировать эти методы, насколько они успешны и что нехватает. Фильм также призывает к этому зрителя. Фильм в основном концентрируется на борьбе пролетариата, на профсоюзной борьбе, на захватах заводов, на всеобщих забастовах, которых было очень много в то время. Фильм пытается ответить на вопрос, почему несмотря на такое сильное профсоюзное движение, на захваты заводов, хунта остается у власти и положение рабочих не улучшается.

Интересно то, что в 2001 в Аргентине, во время финансового кризиса, рабочие Аргентины пытались решить проблему теми же методами, захватами заводов. Но в отличие от 50-х, 60-х годов, в 2001 хозяева уезжали из Аргентины, оставив заводы. А рабочие, чтобы не оказаться на улице, захватили заводы и продолжили производить продукцию, научились управлять заводом и продавать свою продукцию. На сегодняшний день, таких предприятий около 180 и на них работают более 10 000 рабочих. И это хорошо, так как рабочие не оказались на улице. Но надо помнить, что это не решение проблемы. А почему, об этом говорила еще Роза Люксембург в «Социальной реформе или революции» o рабочем управлении, товариществах в рыночной экономике:

«Что касается товариществ, и прежде всего производительных товариществ, то по своим внутренним свойствам они являются в капиталистическом хозяйстве каким-то двуполым существом: в небольших размерах социализированное производство при капиталистическом обмене. Но в капиталистическом хозяйстве обмен господствует над производством и, под влиянием конкуренции, делает ничем не сдерживаемую эксплуатацию, т. е. полнейшее подчинение производственного процесса интересам капитала, условием существования предприятий. Практически же это выражается в необходимости насколько возможно усилить интенсивность труда, сократить или увеличить его, смотря по состоянию рынка, привлечь или выбросить на улицу рабочую силу, опять-таки в зависимости от требований рынка, одним словом, пустить в ход все приемы, делающие капиталистическое предприятие способным к конкуренции.

В силу этого рабочие, объединенные в производительное товарищество, должны подчиняться полной самых острых противоречий необходимости: они должны применять к самим себе режим абсолютизма со всем, что с ним связано, и сами разыгрывать по отношению к самим же себе роль капиталистического предпринимателя. Эти противоречия ведут производительные товарищества к гибели, так как они или превращаются в капиталистические предприятия, или, если пересиливают интересы рабочих, совершенно распадаются».

Под конец, мне хочется сказать, что фильм является интересным и полезным анализом перонизма, а также интересным анализом методов борьбы, актуальных и сейчас.

http://redar.ru/2015/01/15/chast-ognejj-vtoraja-chast-zakon.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments