Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Categories:

Видеолекции И. Н. Данилевского


Недавно у кого-то промелькнула ссылка на лекцию историка Игоря Николаевича Данилевского, специалиста по Древней Руси, прочитанную для «Полит.ру». Посмотрел. По ходу нашёл ещё несколько записей схожего формата, сделанных в основном в прошлом и этом году. Во многом они пересекаются, однако интересующемуся стоит, наверное, посмотреть более одной — и детали какие-то добавляются, и усвояемость лучше.

Главным в них можно выделить примерно следующее: 1) без всестороннего анализа источников во всей совокупности данных строить какие-то исторические реконструкции опрометчиво — хотя это кажется очевидным, тем не менее даже весьма маститые учёные подобную опрометчивость не раз совершали, не учитывая некоторых важных обстоятельств; 2) одним из таких важнейших обстоятельств является историческая изменчивость мышления и психологии — люди иных эпох воспринимали окружающее и себя иначе, мыслили иначе, имели иные системы ценностей, имели отличную от нашей картину мира и соответственно иные мотивации поступков, не учитывать этого — впадать в наивный буквализм толкования, порождающий заблуждения и виртуальные мифические миры; 3) мы не можем доподлинно узнать «как оно было на самом деле, всё что мы знаем как историю — это не буквально отображение некогда бывшей объективной реальности, а более или менее правдоподобные модели, реконструкции её; возможно лишь бесконечное приближение к истине — к чему нужно стремиться, каковое приближение тем не менее не является полностью тождественным реальности, что нужно всегда помнить.


В одной из лекций было пару особо обративших на себя моментов, в которых лектор насколько возможно на пальцах растолковывал как могут рождаться исторические заблуждения из неверных толкований источников. Это ценно и тем, что показывает проблему неспециалисту, и особо ценно, потому что вообще зачастую встречающаяся в жизни подача учебного — в широком смысле — материала зачастую страдает излишней академичностью, косноязычием и обобщённостью, предпочитая танцевать от общей формулы к частным случаям, при том частенько оставляя труд проделать этот путь в одиночку совершенно ещё неподготовленному человеку, которому даётся в лучшем случае один-два примера в предположении, что зная алгоритм не составит труда его применить, в том время как чтобы его применить, нужно его сперва понять, а чтобы понять, нужно сперва на множестве частных примеров прийти к общему, тупо брать и подставлять конкретные значения, пока не дойдёт. Особенно таким подходом грешат учебники точных наук, но тенденция, думается, всеобщая. Поэтому любая наглядность в помощь скрипучему мозгу уже воспринимается с благодарностью.

Эти эпизоды я вырезал и предлагаю вашему вниманию, к тому же они довольно юмористичны.



Ниже несколько ссылок: на лекцию, откуда нарезка и прочие известные мне лекции И. Н. Данилевского подобного формата.


Окна в прошлое: как «устроены» исторические источники
(Прочитана, видимо, то ли в конце 2011, то ли в начале 2012 г., возможно в феврале — выложена 6 марта 2012 г.)

Лекция для Полит.ру «Историческая реконструкция — между текстом и реальностью»
(16 февраля 2012 г., Москва)

Семинар «Люди и Тексты». Доклад «Исторические реконструкции: порочная практика»
(22 февраля 2012 г.)
Более специализированное собрание профессионалов, однако вполне доступно и не приближённому к горним высям. Поскольку были вопросы и обсуждение, то с мест кое-какая довольно любопытная информация звучала.

Лекция «Как придумать историю страны: подробности исторической реконструкции» (05.06.2013)


И бонусом пару телевизионных передач с участием И. Н. Данилевского:

Наука 2.0. Люди. Белые пятна в истории Древней Руси
(Выпуск от 21 апреля 2013 г.)

Наука-2.0 Люди. Кино и история
(Выпуск от 28 апреля 2013 г.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments