Оригинал взят у
Пожелтевший листок из папки Елены Дометьевны Конжуковой, второй жены Ефремова. Напечтано на двух сторонах - даже не через один интервал, а почти вплотную. Лежал рядом с антилысенковской статьей. Папка середины 50-х годов.
____
18 заповедей диссертанта
1. Подготовка диссертации
1. Не пиши длинно. Диссертация не «Война и мир» и ты не Лев Толстой. Пухлая диссертация действует на оппонентов, как красный цвет на быков.
2. Не пиши кратко. Краткость свидетельствует либо о большом таланте, либо о скудости знаний твоих. Коллеги не простят тебе ни того, ни другого.
3. Заглавие для диссертации то же, что шляпка для женщины в летах: оно должно быть прилично, достаточно скромно и должно гармонировать с существом.
4. Соблюдай меру в подборе литературных «за» и «против». Когда в диссертации много материала «против», является сомнение в правоте твоих воззрений. Если же приводятся данные только «за», непонятно, в чём твоя задача.
5. Не хлопай по плечу классиков естествознания: фамильярность подобного уровня уронит тебя в глазах членов Учёного Совета и может изменить результат голосования не в твою пользу.
6. Не задавайся. Не думай, что кругом все дураки, и ты один умный. Избегай личных местоимений, заменяя нахальное «я считаю» скромным «По-видимому, можно считать».
7. Проверяй качество диссертации на домашних и коллегах. Нормальная диссертация должна вызывать непроизвольную зевоту и последующий глубокий сон.
8. Раздел, вызывающий веселье, судороги или чувство гнетущего беспокойства, необходимо переделать. Не радуйся, если искушённый слушатель говорит тебе, что ему всё понятно, – это верный признак того, что ты не будешь понят в учёной аудитории.
2. Подбор оппонентов
9. К подбору оппонентов отнесись со всей серьёзностью. Оппонент – центральная фигура на защите диссертации. Помни, что результаты голосования зависят не от твоего доклада (почти всегда скверного), а от того, как подадут твой материал оппоненты.
10. Оптимальный оппонент должен иметь общее представление о предмете диссертации, но не быть специалистом в данной области. Совершенно незнакомый с вопросом оппонент может оказать тебе медвежью услугу, расхвалив как раз то, что нужно «умеренно» ругать. Специалист же вникнет в детали, нежелательные для публичного обсуждения.
11. Избегай приглашать в оппоненты молодых кандидатов и докторов, они только завоёвывают себе место под солнцем и всегда рады воспользоваться случаем, чтобы показать себя и опорочить других. Гораздо удобнее в качестве оппонентов заслуженные деятели науки, ибо к старости все мы делаемся если не добрее, то ленивее.
12. Предполагаемых неофициальных оппонентов постарайся сделать соучастниками защиты. Для этого обращайся к ним за советами. Тем самым ты продемонстрируешь своё ничтожество и их превосходство. Таким образом ты сделаешь врага заинтересованным в благополучном исходе защиты, ибо кому же захочется выступать против своих собственных рекомендаций.
3. Защита диссертации
13. Нет врага большего для диссертации, чем сам диссертант. Именно он изображает свою работу с точностью кривого зеркала. Почти стопроцентная закономерность этого явления заставляет считаться с ним как с печальным, но неизбежным явлением. Учитывая это, многократно репетируй своё выступление дома. Подбери ряд удачных формулировок, фактов, анекдотов и преподнеси их аудитории под видом только что родившихся экспромтов.
14. На кафедре веди себя пристойно, не ковыряй у себя в ушах, не крути указкой над головами сидящих в президиуме, не пей больше одного стакана воды и не сморкайся ежесекундно. Главное же – не делай больших пауз.
15. Если даже доклад написан, говори его, а не читай. Бормотание диссертанта на кафедре вызывает возмущение и повергает слушателей в тоску. Чтение заключительного слова, наоборот, веселит слушателей своей несообразностью.
16. Иллюстративный материал очень важен. Старайся использовать эпидиаскоп. При этом способе можно щегольнуть количеством фактического материала. Для этого скомандуй механику: «Кривые и таблицы с № 8 по 21 пропустить». Конечно, не обязательно выбрасывать нужный материал: всегда годится всякая заваль, даже не относящаяся к данной теме. Механику всё равно, что пропустить, а аудиторию пленит самый факт такого обилия материала. При использовании таблиц вешай их больше. Само собой разумеется, что останавливаться следует только на некоторых, остальные сделают фон большого экспериментального материала.
17. В заключительном слове благодари и кланяйся, кланяйся и благодари. Строго соблюдай степень благодарности. Отсутствующих благодари меньше, присутствующих больше. Лицам, занимающим высокие посты, выноси особо глубокую благодарность, независимо от степени их реальной помощи. Непосредственных помощников обычно не благодарят – это дурной тон.
18. После успешной защиты устрой банкет.
____
18 заповедей диссертанта
1. Подготовка диссертации
1. Не пиши длинно. Диссертация не «Война и мир» и ты не Лев Толстой. Пухлая диссертация действует на оппонентов, как красный цвет на быков.
2. Не пиши кратко. Краткость свидетельствует либо о большом таланте, либо о скудости знаний твоих. Коллеги не простят тебе ни того, ни другого.
3. Заглавие для диссертации то же, что шляпка для женщины в летах: оно должно быть прилично, достаточно скромно и должно гармонировать с существом.
4. Соблюдай меру в подборе литературных «за» и «против». Когда в диссертации много материала «против», является сомнение в правоте твоих воззрений. Если же приводятся данные только «за», непонятно, в чём твоя задача.
5. Не хлопай по плечу классиков естествознания: фамильярность подобного уровня уронит тебя в глазах членов Учёного Совета и может изменить результат голосования не в твою пользу.
6. Не задавайся. Не думай, что кругом все дураки, и ты один умный. Избегай личных местоимений, заменяя нахальное «я считаю» скромным «По-видимому, можно считать».
7. Проверяй качество диссертации на домашних и коллегах. Нормальная диссертация должна вызывать непроизвольную зевоту и последующий глубокий сон.
8. Раздел, вызывающий веселье, судороги или чувство гнетущего беспокойства, необходимо переделать. Не радуйся, если искушённый слушатель говорит тебе, что ему всё понятно, – это верный признак того, что ты не будешь понят в учёной аудитории.
2. Подбор оппонентов
9. К подбору оппонентов отнесись со всей серьёзностью. Оппонент – центральная фигура на защите диссертации. Помни, что результаты голосования зависят не от твоего доклада (почти всегда скверного), а от того, как подадут твой материал оппоненты.
10. Оптимальный оппонент должен иметь общее представление о предмете диссертации, но не быть специалистом в данной области. Совершенно незнакомый с вопросом оппонент может оказать тебе медвежью услугу, расхвалив как раз то, что нужно «умеренно» ругать. Специалист же вникнет в детали, нежелательные для публичного обсуждения.
11. Избегай приглашать в оппоненты молодых кандидатов и докторов, они только завоёвывают себе место под солнцем и всегда рады воспользоваться случаем, чтобы показать себя и опорочить других. Гораздо удобнее в качестве оппонентов заслуженные деятели науки, ибо к старости все мы делаемся если не добрее, то ленивее.
12. Предполагаемых неофициальных оппонентов постарайся сделать соучастниками защиты. Для этого обращайся к ним за советами. Тем самым ты продемонстрируешь своё ничтожество и их превосходство. Таким образом ты сделаешь врага заинтересованным в благополучном исходе защиты, ибо кому же захочется выступать против своих собственных рекомендаций.
3. Защита диссертации
13. Нет врага большего для диссертации, чем сам диссертант. Именно он изображает свою работу с точностью кривого зеркала. Почти стопроцентная закономерность этого явления заставляет считаться с ним как с печальным, но неизбежным явлением. Учитывая это, многократно репетируй своё выступление дома. Подбери ряд удачных формулировок, фактов, анекдотов и преподнеси их аудитории под видом только что родившихся экспромтов.
14. На кафедре веди себя пристойно, не ковыряй у себя в ушах, не крути указкой над головами сидящих в президиуме, не пей больше одного стакана воды и не сморкайся ежесекундно. Главное же – не делай больших пауз.
15. Если даже доклад написан, говори его, а не читай. Бормотание диссертанта на кафедре вызывает возмущение и повергает слушателей в тоску. Чтение заключительного слова, наоборот, веселит слушателей своей несообразностью.
16. Иллюстративный материал очень важен. Старайся использовать эпидиаскоп. При этом способе можно щегольнуть количеством фактического материала. Для этого скомандуй механику: «Кривые и таблицы с № 8 по 21 пропустить». Конечно, не обязательно выбрасывать нужный материал: всегда годится всякая заваль, даже не относящаяся к данной теме. Механику всё равно, что пропустить, а аудиторию пленит самый факт такого обилия материала. При использовании таблиц вешай их больше. Само собой разумеется, что останавливаться следует только на некоторых, остальные сделают фон большого экспериментального материала.
17. В заключительном слове благодари и кланяйся, кланяйся и благодари. Строго соблюдай степень благодарности. Отсутствующих благодари меньше, присутствующих больше. Лицам, занимающим высокие посты, выноси особо глубокую благодарность, независимо от степени их реальной помощи. Непосредственных помощников обычно не благодарят – это дурной тон.
18. После успешной защиты устрой банкет.