Alex Dragon (alex_dragon) wrote,
Alex Dragon
alex_dragon

Category:

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК

Лет пять назад наткнулся на нижеприведённую статью Олега Бочарова, опубликованную на его сайте. Не то что бы меня она чрезвычайно впечатлила или глубоко раскрывала тему, не уверен что она человека далёкого сильно уж просветит, но как хоть какой-то вводный материал для новичка пойдёт. Я такой вводный материал как раз и искал, и что мне собственно понравилось - то что текст был проиллюстрирован непосредственными ссылками на образцы музыки, так что в процессе можно было приобщиться к описываемому направлению. Тогда я особо вникать не стал, но зарубка в голове и на винте осталась.

Пару дней тому обнаружив следы решил статью перечитать. И столкнулся в очередной раз с тем, что несколько лет для интернета - срок очень большой, "за это время десяток империй расцвел и рухнул во мрак" (БГ), что уж говорить про стремительную жизнь интернет-проектов - сайт исчез из сети, а вместе с ним и статья, и ознакомительные материалы. Статья, впрочем, нашлась в блоге автора, но ссылки на источники как водится сдохли. Это сподвигло меня на восстановление справедливости, а кроме того на небольшую рационализацию.

Идея доступности ссылок была развита до логического продолжения - встраивания плееров и тем возможности прослушивания прямо со страницы в браузере. В самом последнем плеере вставлен плейлист целиком всех представленных композиций разом. Содержимое битых ссылок старательно восстановлено по найденным в интернете копиям, за исключением фотографии "Пинк Флойд" - копия исходника не обнаружена, поэтому вставлена наиболее подходящая по смыслу и известным метаданным. Музыкальные материалы - оригинальные с почившего www.sm-rnr.mhost.ru, за исключением композиции "Peri Cynthion", заменённой на вариант с несколько меньшим битрейтом по причине нежелания хостингом принимать файлы больше определённого объёма. Что, впрочем, на мой взгляд для мировой культуры совершенно не потеря, лично мне потребовалось недюжинное терпение дослушать до конца сей опус. Кроме того в некоторые оригинальные файлы были прописаны недостающие теги и вставлены отсутствовавшие обложки. После некоторых раздумий названия файлов были оставлены прежними за ради облегчения труда будущих археологов и вящей аутентичности.

Disclaimer: Разумеется всё это делается сугубо в просветительских целях без корысти извлечения любой материальной прибыли. После прослушивания вы должны стереть файлы, очистить кэш браузера, отформатировать винчестер, ликвидировать его остаточную намагниченность термической обработкой в печи, измельчить кувалдой и утилизировать остатки; услышанные слова и мелодии забыть, а полученное удовольствие немедленно трансформировать в чуство отвращения, стыда и глубокого горя при помощи любой доступной суггестивной техники от аутотренинга до приложения с ускорением кирпича к черепной коробке. Вся ответственность за неправомерное использование и несоблюдение вышеозначенных требований целиком ложится на вас.

Друзьям и соратникам: солнце 60-х своими отсверками касается нас по сю пору, хотя большинство из нас родилось позже и своими глазами не видело ни тех событий, ни дышали тем воздухом. Всего несколько лет - таких малых промежутков в жизни взрослого человека - отделаяет от них, всего-то чуть-чуть успеть бы раньше, но... Даже миг бесконечная преграда для ещё нерождённого. Тем ценнее документы эпохи.

Что это было за десятилетие? Кратко его можно охарактеризовать как взрыв.

Достижение Космоса, взлёт науки, антиколониальные войны и освободительные движения, студенческие волнения, сексуальная революция и буквально взрывной интерес к внутреннему миру человека, выразившийся во внезапно пробудившемся внимании к восточной философии и интроспективным практикам, движение хиппи и «лето любви», «оттепель» и новая музыка — глядя назад эпоха кажется каким-то радужным потоком бешено закручивающейся спирали плазмы. У нас Ефремов пишет важнейшее «Лезвие бритвы», а за западными пределами границы Станислав Гроф проводит эксперименты с ЛСД, молодёжь массово «расширяет сознание» всеми доступными методами от медитации до съедаемых тоннами «веществ», часто, чего греха таить, бестолково и профанически погружаясь в путешествия по внутреннему космосу, достигая отнюдь не тех измерений, к которым вели мудрецы древности и исследователи новейшего времени. Тем не менее всё это переплетённое многообразие людей, событий и явлений было таким каким оно было. Человек наконец обретает космический объём и внутреннее глубинное содержание, доселе беспощадно подавляемое тисками жёсткой и бесжалостной «цивилизованности». Во всяком случае тогда так казалось, что выход найден, открылась зелёная дверь и счастливое человечество никогда более не повернётся назад.

Всё это сопровождалось пёстрым разнообразием направлений во всех областях искусства, из которых музыка обрела особое значение. Вопрос «что ты слушаешь?» стал не просто отвлечённым выяснением вкуса, но самоидентификации, без которого невозможен вопрос «кто ты?» Это было двоякое явление: с одной стороны были рождены новые музыкальные формы, пытавшиеся выразить адекватное современности состояние личности и общества, с другой — именно тогда зародилась масс-культура вообще и музыкальная индустрия в нынешнем её понимании в частности, с культом поп-идолов, гипнозом бешенных гонораров «звёзд», с отвлечением и переключением внимания молодёжи от творческого осмысления окружающего к потреблению аккуратно расфасованного, упакованного и респектабельного протеста.

Представленные здесь композиции позволяют прикоснуться к атмосфере тех лет. Возможно они не самые представительные, конечно это лишь безмерно малая часть западной рок-сцены второй половины 60-х, не исчерпывающая даже крохотную часть обозреваемого направления, а умудрённые знатоки попеняют за отсутствие множества классических произведений, которые безусловно должны входить в подобный обзор и отсутствие которых неизмеримо исказит картину, отобьёт всякую охоту у неофита и вообще создаст превратное впечатление. Весьма вероятно, что друзьям с далёкими от моих музыкальными вкусами здесь отнюдь не всё понравится, и может быть даже большей частью. Однако полагаю, что даже для них здесь найдётся парочку песен, которые по-своему красивы и приятны. А одну мелодию я гарантирую что знают абсолютно все рождённые в СССР, даже те, кто ни о каком роке понятия не имел, но имел телевизор. Знающие люди взглянув на список конечно же поймут о чём речь, но тем, кто без понятия, я дарю маленькое удовольствие неожиданно наткнуться на неё и в полной мере прочуствовать гамму ощущений от вздрогнувших где-то в глубине нутра рефлексов.

Слушать советую где-то до 13-го по списку трека, на нём собственно аутентичные 60-е кончаются. Далее следуют композиции, которыми автор иллюстрирует развитие направления в трудах более современных исполнителей, что на мой взгляд представляет совершенно специфический интерес для заинтересовавшихся. Меня среди них нет, так что эта часть путешествия сугубо на ваш собственный страх и риск.




Оригинал взят у bocharoff в ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК




Психоделический рок - презабавнейшая штука. Ведь все знают - такая вещь существует, или по-крайней мере существовала. Но большинство весьма смутно представляют почему, зачем и как. В самой сжатой и несловоблудной форме попробую разложить его по полочкам и отделить синие таблетки от красных.


ПСИХОДЕЛУ - ВРЕМЯ! ПОТЕХЕ - ЛСД!

[треки в формате mp3 vbr~256]

Психоделическая музыка явилась итогом слияния двух одновременных оказий - проникновения в рок-тусовку новых термоядерных наркотических препаратов, и взрывному развитию рок-музыки в 66-67 годах. В общем, поголовной жажды творческих и психохимических экспериментов. До 1965 года наркотики еще не рассматривались музыкантами как источник неограниченного рамками Вселенной вдохновения, но уже были налицо попытки создания какого-то нового саунда, музыки будущего.
Креативная атака шла сразу с трех фронтов - американские рок-группы (по примеру The Byrds) осваивали фолк-рок, который в итоге и стал основой для их психоделической школы. Британцы же с одной стороны баловались с новыми звукозаписывающими технологиями в попытках нащупать какой-нибудь футуристический саунд, с другой стороны тоже пытались адаптировать эзотерические фольклорные мотивы - перво-наперво такими оказались индийские ритмы и звуки, которые с непривычки чудились чем-то почти неземным. Тебе из этого станет ясно, что у британцев была своя психоделическая школа.
Первые, робкие отзвуки будущей психоделии уже  можно обнаружить в отдельно взятых песнях 1965 года, в основном это казалось эксплуатаций ревербераций (эха) или слегка плавающего звука. Тогда это казалось экзотичным и интригующим.


Yardbirds including Clapton
В 1966 году психоделический запал рванул - и со всех сторон Атлантического океана на слушателя обрушились не только совершенно новые звуки, но и смелые поэтические заявления, в которых - иногда заслуженно, иногда несправедливо - критики и слушатели находили наркотические откровения. Первым (и до сих пор обожаемым публикой) психоделическим суперхитом можно назвать Eight Miles High американцев The Byrds. Хотя группа отчаянно заверяла, что песня на самом деле о трансатлантическом авиаперелете, по планете разошелся слух, что вещь-то на самом деле о наркотическом кайфе. И это обломало кайф самой группе - тупые радиостанции стали их бойкотировать, и коммерческая карьера The Byrds сразу после этого случая славно пошла под откос.

The Byrds

Так как жрать ЛСД на экране телевизора перед многомиллионной аудиторией в те годы еще не считалось нормой, психоделическая музыка в Америке в основном гнездилась в подполье. А ядром подполья само собой были гаражные группы, большинство из которых к 1966 году завязали с грязным прото-панком и принялись окучивать мистические и футуристические формы фолк-рока. Это заметно, например, в эволюции саунда легендарной гаражной группы The Seeds.


Современные исследователи, копаясь в бесконечных и пыльных архивах каждый день находят все более древние случаи использования слова "psychedelic" в лирике и атрибутике. Все же наиболее известная современному слушателю первобытная пластинка с этим скандальным словом в заголовке - "The Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators" техасской гаражной команды 13th Floor Elevators. Есть мнение (с которым трудно спорить, да и не хочется совсем), что именно этот альбом можно считать первой 100% психоделической пластинкой в истории музыки.


Всего каких-то 40 лет назад, к 1967 году стало ясно, как должен звучать психоделический рок - волны постустороннего плавающего саунда, обилие эха, расфокусированный вокал, вибрирующие инструменты - в общем искажение и деформация всего, до чего могли дотянуться наркотики, а руки у них были длинные. Все решили, что это - музыка будущего, и ухватились за нее бульдожьей хваткой. В итоге в 67-68 годах почти не было групп, которые бы не попробовали себя на данном поприще: засветились в психоделии все от The Beatles до The Who, от Rolling Stones до Фрэнка Заппы. В общей сложности, количество психоделических артистов в тот период исчислялось трехзначными числами, и перечислять их всех - все-равно что пересказывать телефонный справочник.
В Британии, как уже  упоминалось где-то выше, фолк-рок не играл существенной роли в становлении психоделии. Там старались плясать от традиционного рока, искажая его до неузнаваемости. Хотя двигателем тренда традиционно считались The Beatles, самый мощный скачок совершили все же Pink Floyd. С ними в психоделию пришло еще несколько ключевых элементов - бесконечно длинные и грузильные наркотические опусы и космический саунд.

Pink Floyd in Casa Madrona Hotel (Sausalito, CA), Nov 11, 1967

Но психоделический рок построил базу не только для будущего арт-рока и авангардных форм. Даже банальный, с детства тебе знакомый хард-рок был выстроен сперва на психоделическом фундаменте. Это отчетливо заметно на примере легендарного альбома Cream "Disraeli Gears". В тяжелом роке последующих лет психоделическое начало хорошо заметно в записях Atomic Rooster, Mountain, Grand Funk Railroad и Black Sabbath.


В Америке психоделия гораздо теснее слилась с движением хиппи, и Калифорнийская сцена играла ключевую роль. Хотя большинство сразу вспоминают The Doors, лучше напомнить, что Морриссон с компанией попали в большой шоу-бизнес при активной поддержке своих старших товарищей - группы Love. Многие ошибочно полагают, что настоящий психоделический рок обязан звучат как раствор лизергиновой кислоты. Это не так. Психоделическая музыка может звучать вполне просто,  обыденно мирно и почти трезво. Те же ее формы, которые плотно замешаны на ЛСД и сумасбродных экспериментах выделяются в отдельную подгруппу - acid rock. Причем даже группы, активно практиковавшие неумеренное потребление ЛСД могли в реальности звучать вполне по-человечески. Собственно, классический альбом группы Love "Forever Changes" - тому пример.


Коммерческий потенциал психоделической музыки был столь мощен, что она использовалась даже в поп-целях. В 1966-1969 годах мир услышал немало психоделических поп-альбомов. Самые известные и наглядные образцы - "Pet Sounds" Beach Boys и "Odessey and Oracle" The Zombies. Даже инструменталисты The Ventures выпустили диск "Super Psychedelics" (впрочем, вибрирующие серфовые гитары с самого начала малость отдавали психоделизмом). Мало того - ранние работы австралийцев Bee Gees точнехонько укладывались в эти же психоделические поп-рамки.


Еще одним элементом, который психоделия принесла в музыку - способность долго и нудно рассказывать какую-то одну тему, на которой замкнуло столбенеющего от экстаза автора. Помимо бесконечно длинных песен (концерты Grateful Dead длились по несколько часов!) это принесло и другую прелесть - концептуальные альбомы. В 1967 году их уже была записана целая пачка, но в 1968 году сделан финальный, мощный штрих - создание монолитной рок-новеллы, рок-оперы. Хотя обычно все думают, что с этим первыми отметились The Who, но в реальности их обогнала полузабытая британская группа The Pretty Things с рок-оперой "S.F.Sorrow".


А можно было поступить еще хитрее - и записать альбом так, чтобы он воспринимался как единый, цельный, монолитный продукт потока сознания. Самая авангардная группа Британии The Soft Machine так и поступила, сформировав основные формулы для грядущего прог-рока. К 1968 году рок-группами Америки и Британии оказались испробованы уже все доступные и недоступные музыкальные Вселенные, но количество опробанных наркотиков было ничуть не меньше. Этому пиршеству, казалось, не будет конца.

Но конец наступил. К 1970 году. Неожиданно выяснилось, что родители были правы, и наркотики - это хуже, чем плохо. За считанные месяцы они вывели из строя легион топовых музыкантов, начиная с Сида Барретта и заканчивая Дженис Джоплин. Началась повальная наркофобия и пришли (сравнительно) трезвые 70-е. Даже менеджеры и лейблы стали опекать своих подопечных - уж больно много они приносили денег, пусть даже были молоды и неопытны. Наркотики и психоделический угар вспоминался как страшный и страшно красивый сон. В 70-е годы психоделический рок залег бездыханным телом. Лишь самые отчаянные пытались подддерживать его дух, и сразу прослыли маргиналами. Лучше всего психоделические мотивы слышны у спейс-роковых ортодоксов вроде Hawkwind и у германских краутроковых экспериментальных групп первой половины 70-х. Краутрокеры практиковали психоделию в самых извращенных и неожиданных формах - от электроники до авангардного абсурда, хотя Amon Düül II, например, подходили к психоделической музыке с расстановкой и уважением.

Amon Düül II

К середине 70-х найти хоть какие-то следы психоделии в рок-музыке - труд непосильный. Но даже в тихой гавани всегда можно выследить какого-то сумасшедшего черта. На Ямайке, где дефицита порошка и курева отродясь не наблюдалось, психоделический саунд нашел отражение в дабе. Тем самым было брошено отравленное семя, из которого впоследствии выросла вся обдолбанная современная рейв-культура. Но хорошо все-таки, что мир нам еще дарит изредка таких конченных психопатов, как Ли Скретч Перри.


В восьмидесятые годы предпринимались попытки создать нео-психоделические течения (в основном на основе "новой волны"). Однако ничего выдающегося и запоминающего в психоделической сфере как-то не клеилось. С наступлением 90-х ситуация прояснилась - в поисках новых форм креативный контингент принялся углубляться в туманное кислотное прошлое, и иногда порождал нечто даже чересчур психоделическое. Особенно это было заметно в британской музыке - местная пресса исподтишка поддерживала рейв-сцену, и в воздухе витала мысль, что из этого может получиться некое подобие новой эры хиппи. Ряд рок-музыкантов повелся. Самые яркие итоги - My Bloody Valentine добавив психоделии к поп-нойзу в духе Jesus and Mary Chain получили на выходе временно модный стиль "шугейз", а Primal Scream принялись втискивать кислотные мотивы во все к чему прикасались - от хауса до ортодоксального рока. Именно Primal Scream по сей день являются, наверное, самым большим психоделическим чудом в современном рок-мире.

Primal Scream

Психоделические отголоски искать в современной музыке легко и интересно - ибо изобретательный музыкант всегда способен найти им применение. А почему бы не засунуть психоделию в хип-хоп? Действительно, почему? Как, например, Beastie Boys у которых это выглядит потрясающе органично.

В самом начале этого текста говорилось о том, что психоделия - дите двух стремлений: новые наркотики и футуризм звучания. Неудивительно, что в девяностые стало интересно и любопытно проверить такой симбиоз на практике с использованием новейших технологий. Наиболее новаторские и извращенные эксперименты принадлежат деятелем, в чьих руках вовремя оказался компьютер. С рейверов взять особо нечего, их арсенал слабоват, а вот творцы индустриального рока порою добивались воистину феноменальных галлюциногенных результатов. В качестве наглядного образца я откопал трек сиэттльской группы Old - настоящий кислотный индастриал.


И опять Сиэттл. Как оказалось, именно он сыграл наиболее позитивную роль в деле возрождения психоделических традиций. Еще в конце 80-х там зародилась гранджевая тусовка. Та самая, которую панки ненавидели за чрезмерную хипповатость. А где хиппи, там и психоделия. Неудивительно, что в грандже, особенно в его самых ретроградских, хард-роковых формах, нашлось место здоровой, чистой и незамутненной психоделии. И та часть гранджа, которая в процессе эволюции трансформировалась в так называемый "стоунер рок" (по сути - психоделический нео-хард-рок), и по сей день является главным носителем психоделического рок-саунда, хорошо заметным даже на экране MTV.


That's all folks!



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments